Экономические способы регулирования коммерческой деятельности

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью (стр. 8 )

Экономические способы регулирования коммерческой деятельности

ü  все зависит от характера коммерческой деятельности конкретно взятого предприятия

97. Обязательной мерой обеспечения режима коммерческой тайны является:

ü  заключение заинтересованными лицами соглашений о неразглашении коммерческой тайны

ü  внедрение в хозяйственную практику определенного порядок документооборота на коммерческом предприятии

ü  установление регламентированного режима труда конкретно взятого предприятия

98. Проверка принимаемых на работу сотрудников может рассматриваться в качестве одного из способов обеспечения сохранности коммерческой тайны:

ü  да, проверку при приеме на работу можно считать одним из внутренних мероприятий по защите коммерческой информации

ü  нет, прием на работу – функция кадровых служб, не являющаяся закрытой

ü  зависит от характера коммерческой деятельности конкретно взятого коммерческого предприятия

99. Технические средства при защите коммерческой тайны применяются

ü  да

ü  должны использоваться для защиты технологических новшеств, применяемых коммерческими структурами, а не информации

ü  нет

100. Коммерческие структуры могут обладать информацией, которая не может составлять коммерческую тайну:

ü  государством четко определен перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну

ü  любая информация коммерческих структур составляет коммерческую тайну

ü  зависит от самой коммерческой структуры: информация, относящаяся к коммерческой тайне, определяется самой структурой

101. Обязательства по неразглашению коммерческой тайны после увольнения работника действуют в течение определенного срока:

ü  2 года

ü  5 лет

ü  Бессрочно

102. За нарушение режима коммерческой тайны предусматривается ответственность:

ü  дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ

ü  уголовная

ü  дисциплинарная

103. Арбитражные суды могут рассматривать споры о нарушении коммерческой тайны

ü  да

ü  нет, это компетенция гражданских судов

ü  споры о нарушении коммерческой тайны должны рассматриваться не судами, а регулироваться переговорами сторон

104. Коммерческое предприятие может запретить другим субъектам рынка использование какого-либо товарного знака:

ü  если оно является обладателем исключительных прав на использование именно этого товарного знака

ü  коммерческое предприятие не может что-то запрещать или разрешать другим субъектам рынка

ü  в случаях перепрофилирования их деятельности

105. Экономические способы регулирования коммерческой деятельности:

ü  налоги, льготы, кредиты

ü  антимонопольные мероприятия

ü  существующий порядок лицензирования и сертификации

106. Стандартизация качества товаров и услуг проводится:

ü  обеспечения качества и, в первую очередь, безопасности товаров и услуг

ü  для увеличения и расширения ассортимента

ü  снижения цен товаров и услуг

107. Регулирование коммерческой деятельности в стране осуществляется:

ü  органами власти на трех уровнях: федеральном, региональном и местном

ü  федеральным правительством

ü  такое регулирование не осуществляется – коммерческая деятельность регулируется рынком

108. Вопросы размещения коммерческих предприятий решаются:

ü  местными органами власти и управления

ü  региональными органами власти и управления

ü  федеральными органами власти и управления

109. Целью государственного антимонопольного регулирования является:

ü  поддержание конкуренции, сокращение числа случаев недоброкачественной конкуренции

ü  расширение ассортимента и повышение качества товаров и продукции

ü  увеличение доходов потребителей

110. Доминирующее положение коммерческого предприятия на рынке – это

ü  исключительное положение коммерческого предприятия на каком-либо рынке (доля продукции предприятия – 65% и более)

ü  самый широкий ассортимент реализуемых товаров

ü  низкие цены в сочетании с высоким качеством реализуемых товаров

111. Недопущение одними коммерческими предприятиями других на рынок расценивается как:

ü  демпинг

ü  ограничение конкуренции

ü  сегментирование рынка

112. Малые предприятия допустимо относить к коммерческим:

ü  да, большинство малых предприятий являются коммерческими

ü  нет, малые предприятия в число коммерческих предприятий не включают

ü  можно, но по решению органа власти и управления

113. При отнесении коммерческих предприятий к категории малых учитывается:

ü  численность занятых работников

ü  количество реализуемых товаров и услуг

ü  имеющаяся производственная (торговая) площадь

114. Для осуществления государственной поддержки малого предпринимательства реально используется:

ü  льготное налогообложение

ü  льготное кредитование

ü  формирование льготных закупочных цен

115. Верно ли утверждение “Товар объектом коммерческой деятельности”

ü  да, является

ü  нет

ü  является в случае его производства

116. Товары подразделяются

ü  на классы, классы на группы, группы на виды

ü  на виды, виды на классы, классы на группы

ü  на группы, группы на классы, классы на виды

117. Классы товаров выделяют

ü  по функциональному назначению

ü  по срокам реализации

ü  по сырьевому составу

118. Верно ли утверждение “Ассортимент товаров имеет значение с точки зрения качества обслуживания населения”

ü  да, т. к. ассортимент предоставляет свободу выбора товаров

ü  нет, т. к. качество обслуживания обеспечивает персонал

ü  имеет в тех случаях, когда ассортимент является универсальным

119. Существует ли различие между понятиями “промышленный ассортимент” и “торговый ассортимент”

ü  в первом случае – это продукция (товар), вырабатываемая промышленным предприятием, во втором – это товар, продаваемый торговым предприятием

ü  принципиальных отличий нет, так как и в одном, и в другом случаях имеется в виду совокупность разных товаров

ü  различия состоят в цене товаров

120. Характеристиками ассортимента являются

ü  широта, глубина, полнота

ü  эластичность, емкость

ü  спрос, предложение, цена

121. Доля отдельных товарных групп в общем объеме называется

ü  структура ассортимента

ü  номенклатура продаваемых товаров

ü  часть товарного предложения

122. Спрос влияет на формирование ассортимента

ü  так как спрос определяет ассортимент

ü  так как спрос определяется уровнем доходов, а не количеством предложенного товара

ü  только в предприятиях, занимающихся розничной продажей

123. Ассортиментный перечень товаров – это

ü  та часть ассортимента, которую коммерческое предприятие постоянно должно иметь в продаже

ü  та часть ассортимента, которую коммерческое предприятие постоянно должно иметь в продаже

ü  перечень реализуемых товаров

124. Существуют ли особенности формирования ассортимента в торговых предприятиях

ü  да, процессам формирования ассортимента в торговле присущи определенные особенности

ü  нет, ассортимент везде формируется одинаково

ü  нет, ассортимент везде формируется одинаково

125. Соотношения понятий “товарное предложение”, “товарные запасы”, “товарные ресурсы”

ü  самое широкое понятие – “товарное предложение”, более узкое – “товарные ресурсы” и конкретное “товарные запасы”

ü  самое широкое понятие – “товарные ресурсы”, более узкое – “товарное предложение” и конкретное “товарные запасы”

ü  самое широкое понятие – “товарное предложение”, более узкое – “товарные запасы ” и конкретное “товарные ресурсы”

126. Товарные запасы включаются в состав товарных ресурсов

ü  да, наряду с поступлением товаров

ü  да, но только в торгующих коммерческих предприятиях

ü  нет

127. Единицы, применяемые при измерении относительных товарных запасов

ü  дни товарооборота

ü  натуральные единицы (шт., кг.)

ü  стоимостные единицы (руб.)

128. Экономическое содержание товарооборачиваемости – это

ü  кругооборот товаров в коммерческом предприятии

ü  скорость продажи товаров в коммерческом предприятии

ü  объем закупки товаров коммерческим предприятием

129. Связь между временем и скоростью товарного обращения состоит в следующем

ü  с увеличением скорости товарного обращения его время уменьшается

ü  с увеличением скорости товарного обращения увеличивается и его время

ü  время товарного обращения практически не зависит от его скорости

130. Договорная работа – часть работы коммерческого предприятия по формированию хозяйственных связей

ü  да

ü  нет, это сфера ответственности юридической службы, а формирование хозяйственных связей – коммерческой службы предприятия

ü  зависит от содержания конкретного договора

131. Документ, являющийся основным при формировании хозяйственных связей коммерческих предприятий

ü  Гражданский кодекс РФ

ü  Арбитражно-процессуальный кодекс РФ

Источник: https://pandia.ru/text/80/358/26540-8.php

Тема 5. Государственное регулирование коммерческой деятельности

Экономические способы регулирования коммерческой деятельности

План:

1.Объекты и субъекты государственного регулирования коммерческой деятельности.

2. Цели и задачи, государственного регулирования коммерческой деятельности.

3. Прямые и косвенные системы методов государственного регулирования.

4. Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности.

1.Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы.

Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

2.Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда.

Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

1) становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;

2) осуществление государственного контроля, за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

3) проведение налогообложения;

4) получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

5) предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

6) создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь.

В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности.

Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов.

Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект – это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

3. Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль.

С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики.

Косвенные методы:

1) кредитно-денежная политика;

2) таможенная политика;

3) налоговая политика.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации;контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Механизм государственного регулирования коммерческой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

4.Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности :

1) Торговопромышленная палата РФ;

2) Российское агентство поддержки малого предпринимательства;

3) Общественных объединений предпринимателей страны.

Основные регулирующие органы:

1) Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП);

2) Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП).

3) Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства);

4) Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности:

1) Госторгинспекция;

2) Госстандарт России;

3) ГНС РФ;

4) Министерство здравоохранения РФ;

5) ГТК РФ.

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

Принятый в 1991 г. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Данный закон определяет организационные и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен на создание условий для активного развития товарных рынков.

Контрольные вопросы:

1) Какие цели преследует государственное регулирование коммерческой деятельности?

2) Основные задачи государственного регулирования коммерческой деятельности?

3) Что относится к субъектам и объектам государственного регулирования коммерческой деятельности?

4) Чем характеризуются прямые методы государственного регулирования?

5) Чем характеризуются косвенные методы государственного регулирования?

6) К чему призваны правовые методы государственного регулирования?

7) Какие государственные организационные структуры, участвуют в регулировании коммерческой деятельности?

8) Какие органы контролируют все стороны коммерческой деятельности?

Источник: https://studopedia.ru/25_57857_tema--gosudarstvennoe-regulirovanie-kommercheskoy-deyatelnosti.html

Государственное регулирование коммерческой (предпринимательской) деятельности

Экономические способы регулирования коммерческой деятельности

В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, а также меняются формы взаимодействия государственных органов с субъектами коммерческой (предпринимательской) деятельности.

Государственное регулирование коммерческой (предпринимательской) деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение общественных отношений в сфере коммерческой (предпринимательской) деятельности с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Выделяют два основных метода государственного регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности: административный и экономический.

К методам административного регулирования относятся:

– государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;

– нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

– государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;

– лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и др.

Методами экономического регулирования являются:

– налогообложение;

– система налоговых льгот;

– платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы и др.

Средство государственного регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности – это инструмент, способ государственного воздействия на эти отношения. К правовым средствам относят всю совокупность юридических норм, к неправовым – политические, организационно-технические и экономические средства.

Правовой формой государственного регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности является прежде всего акт государственного органа (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), с которым связываются предусмотренные законом последствия.

Государственная регистрация субъекта коммерческой (предпринимательской) деятельности – это акт уполномоченного органа, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении ими деятельности, а также иных сведений о предпринимателях.

Отдельные виды деятельности субъект коммерческой (предпринимательской) деятельности может вести только на основании специального разрешения (лицензии), которое выдается уполномоченным государственным органом. Лицензирование – это административный акт, опосредующий публичные отношения.

В механизме государственного регулирования важное место принадлежит государственному контролю (надзору) как одному из средств государственного регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности. Государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти:

– по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных нормативными правовыми актами посредством организации и проведения проверок и принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,

– по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Учитывая тенденцию к усилению контроля за коммерческой (предпринимательской) деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов коммерческой (предпринимательской) деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор); принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок организации и проведения плановой проверки; ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки.

Следует отметить, что для торговой деятельности Законом о торговле установлен исчерпывающий перечень методов государственного регулирования:

1) установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;

3) информационное обеспечение в области торговой деятельности;

4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Законом предусматривается возможность государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти).

Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней. Правительством РФ устанавливается Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности публично-правовой регламентации коммерческой (предпринимательской) деятельности?

2. Перечислите основные направления публичной организации коммерческой (предпринимательской) деятельности.

3. Назовите методы и средства государственного регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности.

4. Дайте определение государственного контроля в рассматриваемой сфере.

5. Назовите принципы защиты прав субъектов коммерческой (предпринимательской) деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).

Нормативные правовые акты и литература

1. Конституция РФ (принята на всенародном ании 12.12.1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993.

Источник: https://zdamsam.ru/a51281.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть