Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

Пидоря, И. А. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы / И. А. Пидоря, Я. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8 (112.8). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28834/ (дата обращения: 09.03.2021).



Примерно после десяти лет относительно стабильного и небольшого экономического роста, а так же увеличения качества жизни и доходов населения, Россия столкнулась с достаточно серьезным экономическим вызовом. Всемирный экономический кризис вызвал такие негативные процессы в нашем обществе, как: снижение уровня объемов производства, снижение доходов населения и рост безработицы.

На современном этапе развития российской экономики малое и среднее предпринимательство находится в двойственном положении. С одной стороны, излишнее государственное вмешательство и регулирование не может способствовать обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства.

С другой стороны, развитие малого предпринимательства при отсутствии государственной поддержки в условиях открытой национальной экономики будет весьма затруднено.

Такие обстоятельства делают востребованными исследования способов и механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, а также выявления наиболее оптимальных вариантов такого регулирования [3].

Считаем, что государственное регулирование малого и среднего предпринима-тельства должно быть детально продумано. Конечный результат этого процесса должен не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов, а приносить только пользу экономике страны.

Во многих развитых странах мира государственное регулирование малого и среднего предпринимательства является эффективным, именно поэтому малый бизнес составляет около 50–60 %, а в некоторых странах достигает до 90 % ВВП [1].

Важно отметить, что благодаря частичному государственному вмешательству и регулированию, владелец малого бизнеса в развитых странах имеет намного больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и одновременно обладает гораздо большей свободой действий при организации и управлении своим предприятием.

Для того чтобы справится с глубочайшей экономической депрессией, стабилизировать экономический рост, обеспечить экономическую безопасность государства, наладить производство национального продовольствия и потребительских товаров и полностью избавиться от импортной зависимости [4], России необходимо обеспечить частичную, но при этом максимально продуктивную государственную поддержку малому и среднему бизнесу, разработать программу последующих действий, поставить конкретные цели и создать механизмы для их осуществления. На наш взгляд, максимально успешное развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства создать необходимые для этого политические, правовые, социальные и экономические условия, однако в нашем государстве данные условия в большей степени называются, нежели реально создаются.

Отметим, что субъектами малого и среднего бизнеса являются коммерческие организации и потребительские кооперативы, которые были внесены в единый государственный реестр юридических лиц, а так же физические лица, внесенные в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства — это комплекс определенных методов государственной помощи для деятельности субъектов предпринимательства с целью формирования соответствующих условий их развития и функционирования [2].

Целями государственного регулирования малого и среднего бизнеса являются:

— устойчивое финансовое положение;

— максимально низкий уровень инфляции;

— максимально высокий уровень занятости;

— стабильный экономический рост;

— справедливое распределение доходов.

Реализация этих поставленных целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется составлением и решением конкретных задач:

— оказание содействия предпринимательской деятельности;

— обеспечение и соблюдение правил честной конкуренции;

— обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

— разработка правовых основ функционирования рыночного хозяйства [5].

Исходя из поставленных целей и задач государственного регулирования малого и среднего предпринимательства можно выделить следующую классификацию его направлений:

— государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

— регулирование тарифов и цен;

— перераспределение ограниченных ресурсов;

— перераспределение доходов и формирование налоговой систем;

— защита прав потребителей;

— формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

— защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические).

Косвенные методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса посредством влияния на их экономические интересы.

Эти методы прямо не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателю принимать решение о целесообразности сохранения, расширения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К косвенным методом регулирования малого и среднего бизнеса относятся: бюджетная политика; денежно-кредитная политика; налоговая политика; внешнеэкономическая политика [5].

Суть прямых методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности распоряжений и требований государство проводит незаменимую для него политику в той или иной сфере экономики.

К прямым методам регулирования малого и среднего бизнеса относятся:

— политика доходов (находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда рабочих, прожиточного минимума уровня оплаты нетрудоспособных граждан);

— режим квотирования (применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке);

— система ценообразования (используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков);

— правовые методы (в основном распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса);

— лицензирование (относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства) [5].

Обобщая выше сказанное отметим, что в нашем обществе необходимо разрабатывать комплекс мер и программ по поддержке малого и среднего предпринимательства (к примеру: кредитные преференции, льготное налогообложение, принятие и разработка законов об инвестициях, способы и формы обеспечения материальными ресурсами), которые будут более действенными по сравнению с существующими формами поддержки, что позволит России создавать максимально конкурентоспособную продукцию, избавиться от импортной зависимости и производить качественный национальный продукт, повысить экспорт, а так же укрепить позиции на мировом экономическом пространстве [6]. Считаем, что государственные органы должны учитывать сложившиеся к этому времени социально-экономическое положение в малом и среднем предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых перемен и предполагаемые перспективы.

Только в таком случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России окажется максимально продуктивной и начнет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всего государства, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

Литература:

  1. Гореико Н. И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. И. Гореико, С. Ю. Андреев // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45–47.

2. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — М.: МаркетДС, 2013. — 112 с.

  1. Самсонов В. А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В. А. Самсонов, С. Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам (Краснодар, 25 декабря 2014 г.). — Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2014. — 256 с. — С. 14–17.
  2. Андреев С. Ю. Роль государственной поддержки в развитии кролиководства Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 02(056). — С. 1–14.
  3. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: учеб. пособие/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
  4. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.

Основные термины(генерируются автоматически): государственное регулирование малого, среднее, Россия, бизнес, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, импортная зависимость, малое предпринимательство, малый бизнес, режим квотирования.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28834/

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

Определение 1

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства – это специальное направление внутренней экономической политики, опосредующее систему мероприятий по планированию, организации и реализации стратегических и программных целей и задач по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления льготных налоговых режимов, финансовой поддержки и др.

Современное демократическое устройство Российского государства не предполагает прямого вмешательства в экономические, в том числе предпринимательские, отношения частных субъектов.

Указанное предполагает, что гражданским законодательством устанавливаются основные принципы и правила гражданского оборота, а частные субъекты свободно на равных условиях реализуют свои экономические, в том числе предпринимательские, права в рамках, установленных законом.

При этом значение малого и среднего предпринимательства для экономики страны крайне велико. Это определяется следующими обстоятельствами:

  • малые и средние предприниматели реализуют предпринимательскую деятельность в качестве основной, тем самым они обеспечивают собственную занятость и создают рабочие места для местного и регионального населения. Таким образом, предприниматели малого и среднего уровня обеспечивают занятость населения и, соответственно, финансовое благосостояние населения;
  • как демонстрирует международная и отечественная практика, малый и средний бизнес наиболее активно внедряет инновации, развивает новые виды деятельности, то есть более активно реагирует на современные тенденции развития рынка. Таким образом, малое и среднее предпринимательство решает социально значимые функции развития приоритетных отраслей экономики и обеспечения экономического благосостояния государства в целом;
  • малый и средний бизнес обеспечивает бюджетное обязательство посредством налоговых отчислений и др.

При этом в виду самой специфики малого и среднего бизнеса этот вид деятельности наиболее сильно подвержен воздействию внешних и внутренних рисков, что, в свою очередь, актуализирует необходимость поддержки развития среднего и малого предпринимательства со стороны государства. Социальная полезность такой поддержки выражается в том, что малые и средние предприятия реализуют социально значимые решения, осваивают инновационные виды деятельности, создают рабочие места, формируют налоговые поступления в бюджет.

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство в процессе своего развития сталкивается со следующими проблемами:

  • недостаточный приток инвестиций для реализации инновационных решений, освоения и развития новых видов деятельности;
  • значительные затраты на маркетинговые услуги для продвижения собственного продукта, конкуренции с крупным бизнесом и конкуренции внутри малого и среднего бизнеса;
  • существенная налоговая нагрузка;
  • наличие административных барьеров;
  • нестабильная экономическая ситуация и др.

В таких условиях значение эффективного государственного регулирования малого и среднего предпринимательства возрастает.

Государство должно стремиться к обеспечению комфортной среды для малых и средних предпринимателей, что, в свою очередь, позволит решить важнейшие задачи публичного управления, в том числе обеспечение занятости населения и его благосостояния, развитие экономики, в частности инновационное обновление производства, развитие непроизводственных сфер и др.

Основные направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства

В виду значения малого и среднего предпринимательства в решении социальных и экономических задач развития Российского государства сегодня в стране активно разрабатываются и реализуются целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, государственное управление малым и средним предпринимательством сегодня следует рассматривать как систему методов и мероприятий целевой поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса для создания наиболее благоприятной среды их функционирования и роста.

Отсюда к приоритетным целям государственного регулирования предпринимательства малого и среднего уровня можно отнести следующие:

  • обеспечение устойчивого финансового и экономического состояния на рынке;
  • сокращение роста инфляции;
  • обеспечение роста занятости;
  • рост налоговых поступлений и др.

Осуществление указанных целей публичного управления в сфере малого и среднего предпринимательства предполагает решение следующих стратегических задач:

  • выработка и реализация системы правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • формирование и реализация системы постоянных мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства;
  • обеспечение равного доступа на рынок, справедливая конкуренция;
  • формирование и развитие инфраструктуры экономики, производства и др.

К ключевым мероприятиям целевых программ поддержки предпринимателей малого и среднего бизнеса относятся:

  • развитие финансовых организаций на территории регионов, в том числе микроуровня, которые бы обеспечили потребности малого и среднего бизнеса в заемных средствах на льготных условиях;
  • развитие на региональной и муниципальной территориях организаций, которые позволили бы субъектам малого и среднего предпринимательства воспользоваться услугами поручительства и гарантиями при привлечении кредитов;
  • формирование системы мероприятий образовательного и консультационного характера;
  • обеспечение имущественной поддержки, в том числе посредством предоставления нежилых помещений, инструментов, техники малому и среднему предпринимательству;
  • формирование системы специальных инструментов поддержки предпринимателей, функционирующих в сфере инновационного производства, в непроизводственных сферах, в том числе посредством направления грантов на развитие в социально значимых сферах и др.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_regulirovanie_malogo_i_srednego_predprinimatelstva/

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса до и в период пандемии Covid-19

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

назад в раздел Заметки

Дата публикации – 05.11.2020 г. Автор – Васильева Оксана Николаевнадоцент, к.э.н., Департамент правового регулирования экономической деятельностиФинансового университета при Правительстве Российской Федерации, г.

Москва Автор – Бочкова Светлана Сергеевнак.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельностиФинансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Cайт – www.fa.

ru

Ключевые слова: Финансовый университет, поддержка предпринимательства, спрос, занятость, система государственных закупок, данные Росстата, антикризисные меры, субсидии.

Президент России Владимир Путин 29 октября на инвестиционном форуме «ВТБ Капитал «Россия зовет» заявил, что экономика нашей страны справляется с последствиями короновирусной инфекции лучше, экономики европейских государствах. Но при этом указал на сохранение рисков и проблем для бизнеса, что безусловно требует сохранения мер поддержки предпринимательства, «и в первую очередь, малого и среднего бизнеса».

Безусловно пандемия так или иначе оказала негативное воздействие на бизнес.

Более уязвимыми, как показали месяцы «короновирусной экономики», стали те отрасли, которые направлены на обслуживание потребительского спроса, где большую роль играют субъекты малого и среднего предпринимательства.

Но так ли велика роль короновируса в тех проблемах, с которыми столкнулись малые и средние предприниматели? Или все-таки дело в институциональных особенностях государственного регулирования среды малого и среднего предпринимательства (далее по тексту – МСП)?

Еще в 2016 году был принят документ, целью которого было развитие МСП как фактора инновационного экономического развития, – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства.

Меры регулирования и поддержки должны были обеспечить конкурентную и  адаптивную экономику, а также стабильную занятость.

За прошедший период можно подвести промежуточные итоги, чтобы понять с чем малый и средний бизнес подошел к началу короновирусной инфекции и локдауну экономики весной 2020г.

Одной из мер, предусмотренной Стратегией, было расширение доступа МСП  к системе государственных закупок путем введения и расширения квот на закупки госпредприятий у МСП. Но по факту крупные предприятия не спешат закупаться у МСП в силу, зачастую невысокого качества их продукции. Хотя формально меры реализованы: разработан проект «Сделано в России» и создана «Российская система качества».

Следующим  целевым показателем, заслуживающим внимание, является создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях.

Так были созданы условия для развития инфраструктуры поддержки МСП, в частности, наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа, инновационно-производственную, имущественную и финансовую инфраструктуру. Но приходится констатировать, что нет единой базы данных по созданным и функционирующим объектам МСП.

Существующий  Единый реестр на базе Корпорации МСП, не включает в себя объекты из реестра Минпромторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами, также как и нет регионального стандарта развития такой инфраструктуры.

Положительным моментом реализации Стратегии стоит выделить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). При этом само бизнес-сообщество отмечает, что контрольно-надзорная деятельность государства и административное давление являются определяющими факторами, негативно влияющими на развитие МСП.

Для реализации мероприятия по совершенствованию системы информационной поддержки МСП созданы и функционируют многофункциональные центры под брендом «Мой бизнес», предоставляющие малому бизнесу услуги по принципу «одного окна».

Предполагается создание единой интегрированной базы мер поддержки МСП с подключением к ней всех федеральных органов исполнительной власти, регионов и заинтересованных организаций.

Например, такой реестр создан Правительством Москвы, но опять же отсутствует единый реестр за все годы действия программы поддержки МСП.

Можно и дальше вести разговоры о достижении целевых показателей Стратегии, формально которые конечно реализуются. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, Россия остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления МСП.

И здесь показательна статистика. Так, численность занятых в МСП начала уменьшаться еще до начала пандемии, а именно – с августа 2018 г. Так в 2019 г. она составила 18,8 млн. человек, сократившись на 0,5 млн.

человек за год, при одновременном увеличении числа индивидуальных предпринимателей на 68 тыс. человек. Отчасти снижение занятости компенсировали самозанятые (в 2019 г. зарегистрировано порядка 300 тыс. человек).

И вообще прирост количества субъектов МСП в России в последние 5 лет определялся увеличением числа индивидуальных предпринимателей.

По данным Росстата доля МСП в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилась с 22 до 20,2% ВВП. А Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не оказал существенного влияния на рост численности занятых проекта оказалось под вопросом.

19 марта 2020 года все регионы России в соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» период с 30 марта по 3 апреля был объявлен нерабочим с сохранением за работниками заработной платы.

Это по факту остановило деятельность большей части малого и среднего бизнеса, не освободило от обязанности обеспечить наличие фонда оплаты труда сотрудников. По данным ФНС, на 1 июля 2020 г. прекратили свою деятельность 305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и 208 тыс.

юридических лиц (коммерческих организаций) (были зарегистрированы 287,4 тыс. и 100,2 тыс. соответственно). Таким образом, за 1-е полугодие 2020 г. в России на 18,2 тыс. уменьшилось число ИП и на 107,8 тыс. — число коммерческих организаций. На 10 мая 2020 г.

число малых предприятий сократилось на 10,1% (в годовом выражении), средних — на 8,5%, что означает потерю около 300 тыс. рабочих мест в малом бизнесе и 100 тыс. в среднем.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым.

Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличии от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали мер нефинансового характера. Также эти мер имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки МСП и ИП.

На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту МСП или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т.

д С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику.

Антикризисные меры выступили инструментом «быстрого реагирования». Но сейчас в условиях неопределенности распространения короновирусной инфекции и ее длительности с учетом тех сдерживающих факторов развития МСП, которые были и до пандемии, безусловно государственное регулирование должно быть направленное на улучшение институциональный среды МСП.

назад в раздел Заметки

Источник: https://www.esm-invest.com/ru/Government-regulation-of-small-and-medium-sized-businesses-before-and-during-the-Covid-19-pandemic

Государственное регулирование малого бизнеса

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

А. Р. КУМПИЛОВА

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования малого бизнеса, определяется его роль и место в достижении роста качества жизни населения. Рассматривается правовое регулирование малого предпринимательства, проводится сравнительный анализ влияния малого бизнеса на макроэкономические показатели в Российской Федерации и за рубежом.

Ключевые слова государственное регулирование, малый бизнес, малое и среднее предпринимательство.

На современном этапе развития российской экономики малый бизнес оказывается в двойственном положении: с одной стороны, его развитие в отсутствие государственной поддержки затруднено, но, с другой стороны, излишнее государственное регулирование также не способствует обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость исследования подходов к государственному регулированию малого бизнеса и выявлению оптимальных вариантов такого регулирования.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов.

Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого бизнеса, именно поэтому малый бизнес составляет 50-60, а в некоторых странах до 90 % ВВП.

Благодаря государственному регулированию, владелец малого бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия [1].

Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специаль-

ные «инкубаторы», где будут собраны малые предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в сфере IT.

Создание российской «силиконовой долины» в ближайшей перспективе представляется маловероятным, однако, привлечь инвесторов и предпринимателей для работы на этой территории вполне возможно.

В настоящее время правительство Российской Федерации ищет возможность создания определенной «прослойки» малого бизнеса, на данном этапе государственное регулирование малого бизнеса в нашей стране пока еще не может приносить тех ощутимых результатов, которых ждут от него [4].

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленноразвитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства [4].

В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн чел. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн чел.). В странах ЕС 99 % предприятий имеют число занятых не более 250 чел.

Более 90 % от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 чел. Половина предприятий в ЕС являются «one-men businesses», где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43 % предприятий имеют число работающих не более 10 чел.

Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест

в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70 % работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах. Около 1,1 млн предприятий имеют число работающих от 10 до 249 чел. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних.

Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40 % от суммарного оборота. Около 1 млн предприятий относятся к категории малых (10-49 чел. работающих). Они предоставляют около 119 млн рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 чел.

Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1 % предприятий Западной Европы.

На средних предприятиях работает около 15 % всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса – 100 чел.

Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и «крупных» услугах.

Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями [5]. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде. Общественное поведение представителей малого предпринимательства ос-

новано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и в силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года – 7-8 %, через 5 лет остается не более 3 %. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Отраслевое разнообразие субъектов малого бизнеса, многовариантность созданных структур поддержки малого бизнеса, ресурсных источников поддержки, высокую неопределенность внешней среды, необходимость ситуационного подхода делают обязательным создание адаптивной системы управления развитием малого бизнеса [3].

Такая система должна решать не только перечисленные выше проблемы, но и адаптировать используемые инструменты под специфику изменений законодательства, территории, конкретной отрасли и субъекта малого бизнеса, чтобы обеспечить выполнение основной функции государственного управления – достижение социально-экономических целей устойчивого развития территории при минимальных ресурсных затратах. Принципами реализации системы являются: доходность программ и проектов поддержки малого бизнеса, информатизация процессов, конкурсный принцип, равенство внешних условий развития субъектов вне зависимости от формы собственности и других характеристик, примат экономических механизмов воздействия, координация процессов поддержки малого бизнеса и развития территории.

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30 % всех действующих малых предприятий расположены в Центральном районе.

Среди городов сохраняют лидерство по числу малых предприятий Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20 и 12 % всех российских малых предприятий.

В целом, уровень развития малого пред-принимательств в России, измеряемый по обще-

принятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30.

Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 и 23 малых предприятия соответственно.

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29 %. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90 % от общего числа предприятий.

Доля российских малых предприятий в обеспечении занятости – лишь 10 % от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора малого и среднего бизнеса – порядка 65 %.

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу.

Все же можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности. Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощенная схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 г.: Федеральный закон № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Федеральным законом создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Установлены основные критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к категориям в зависимости от численности работников, а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и ба-

лансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории субъекта малого и среднего предпринимательства также отнесены коммерческие организации, акции которых составляющие активы паевых инвестиционных фондов – фондов венчурных инвестиций, не превышают 25 % уставного капитала [2].

Федеральным законом определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности правового регулирования в данной сфере. Устанавливаются виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовая, имущественная,

информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др.

В числе основных целей и принципов государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 г., за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступили в силу с 1 января 2010 г. [2].

Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован [1]. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества и локального

рынка базирования.

Конкуренция, являющаяся основным условием развития малого бизнеса в рыночной экономике, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, побуждает предпринимателей, в том числе представителей крупного бизнеса, повышать качество продукции и внедрять инновации.

Малый бизнес решает проблемы с безработицей. Так, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90 % граждан заняты именно в этой сфере.

Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Таким образом, эффективное регулирование малого бизнеса является одним из ключевых государственных приоритетов на современном этапе развития экономики.

Литература

1. Владимирова С. В., Лоскутова М. В. Программно-целевой подход к созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1. С. 15-18.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-malogo-biznesa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.