Информационное обеспечение регулирования предпринимательской деятельности

Правовые основы информационного обеспечения предпринимательской деятельности

Информационное обеспечение регулирования предпринимательской деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 24Следующая ⇒

Правовое регулирование информационных отношений

В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Предпринимательская деятельность как один из видов общественной деятельности не может существовать без информационного обеспечения, правовое регулирование которого и будет рассмотрено в данной главе.

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации. ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128), определяет понятие таких видов информации, как служебная и коммерческая тайна (ст. 139).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, которые возникают при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г.

№ 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне) регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности.

Целями Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (далее – Закон № 85-ФЗ) являются создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства.

Нормы, регулирующие информационные отношения, которые возникают при осуществлении разных видов предпринимательской деятельности, содержатся в специальном законодательстве – в Законе о рекламе, Законе о рынке ценных бумаг, Законе о техническом регулировании, Законе о бухгалтерском учете, Законе о приватизации и др.

В субъектах РФ, в соответствии с Конституцией РФ и Законом об информации, приняты свои законы, регулирующие информационные отношения на территории соответствующего субъекта РФ. В качестве примера такого акта приведем Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-03 «Об информации и информатизации в

Московской области», Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об , информационных ресурсах и информатизации города Москвы».

Большую роль в регулировании информационных отношений играют подзаконные нормативные акты. Среди них необходимо назвать Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Понятие информации. Виды информационных отношений

Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Закона об информации).

Объектом правоотношений данные законодательные акты определяют документированную информацию (документы), составляющую информационные ресурсы.

Документированная информация, или документ, – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документированная информация составляет информационные ресурсы, которые могут складываться из отдельных документов, отдельных массивов документов, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и др.).

В информационной сфере складываются следующие виды отношений.

Публично-правовые информационные отношения, возникающие в процессе формирования и использования государственных информационных ресурсов, а также в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (правоотношения по поводу предоставления информации хозяйствующими субъектами государственным органам; по поводу предоставления информации государственными органами хозяйствующим субъектам; складывающиеся в процессе регулирования предпринимательской деятельности; по поводу обмена информацией государственными органами). Частноправовые информационные отношения, складывающиеся по поводу хозяйственного оборота информации. Правовыми формами, опосредующими информационные отношения, в данном случае являются различные договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами: договоры на оказание маркетинговых, консультационных, инжиниринговых, аудиторских услуг и т.п. Кроме того, информационные обязанности предусмотрены большинством гражданско-правовых договоров.

Правовой режим информационных ресурсов

Правовой режим информационных ресурсов представляет собой совокупность правил, определяющих:

– порядок документирования информации;

– собственника данного вида ресурсов;

– категорию информации по уровню доступа к ней;

порядок пользования информационными ресурсами;

– порядок правовой защиты информации.

Документирование информации

Порядок документирования информации определяется законодательными и иными правовыми актами. Так, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете перечисляет требования к первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» детально определяются требования, предъявляемые к документам бухгалтерской отчетности. В Российской Федерации действует Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. (с изм. от 2 апреля 1998 г.).

Всю документацию ОКУД делит на системы (например организационно-распорядительную, банковскую), подсистемы (создания, реорганизации, ликвидации организации; распорядительной деятельности и др.) и перечисляет формы документов, применяемых в каждой из систем.

Например, формами документов по созданию организации являются заявление на государственную регистрацию, заявление в финансовые органы об открытии расчетного счета, письмо об изготовлении печати, положение о структурном подразделении, свидетельство о регистрации и др.

Единые требования к документам устанавливаются государственными стандартами. Так, государственный стандарт «Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов» (Постановление Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г, № 65-ст) определяет состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов и оформлению документов и ряд других положений.

Данный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, используемые в деятельности организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

Документы, образующиеся в ходе деятельности хозяйствующих субъектов, имеют срок хранения. Он определяется в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующую сферу деятельности. Например, согласно ст.

15 Закона об оценочной деятельности, оценщик обязан хранить копии составленных отчетов в течение трех лет. Приказом Росархива от б октября 2000 г.

утвержден Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков их хранения.

В целях обеспечения правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых такая подпись признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи».

Электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xa41.html

Лекция 12. Информационное обеспечение предпринимательства

Информационное обеспечение регулирования предпринимательской деятельности

  1. Понятие об информации, ее ценность
  2. Источники информации, система их сбора и анализа.
  3. Место современных средств информации в предпринимательской деятельности

Литература:

1. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.240-255

2. Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.205-225

3. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – С.425-430

4. Основы предпринимательского дела: Учебник /Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.170-179

5. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С.177-188

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1993. – С.316-327

7. Информационные технологии в экономике /Под ред. Ю.Ф.Симонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 8000 с.

    1. Понятие об информации, ее ценность.

Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная – с 80-х годов 20 века.

В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации.

Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.

Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:

1. – информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

2. – информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;

3. – информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

4. – информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;

5. – информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;

6. – конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации.

При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации.

Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности.

При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:

· Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);

· Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);

· Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;

· Сведения о собственности (размер имущества).

Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:

· Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

· Налоговые службы;

· Аудиторские фирмы;

· Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.

    1. Источники информации, система их сбора и анализа.

В предпринимательской деятельности используется два основных вида информации — внутренняя и внешняя.

Внутренняя информация подразделяется на:

– бухгалтерскую;

– статистическую;

– производственную.

Бухгалтерская информация представлена в различных формах бухгалтерской отчетности:

– годовой;

– промежуточной (квартальной);

– налоговой.

На основании обобщения и обработки бухгалтерской информации принимаются основные управленческие решения о повышении эффективности производства, о распределении и перераспределении финансовых, трудовых и материальных ресурсов, о распределении прибыли и т.п.

Из всех информаций она является наиболее точной, так как в ней отражается движение имущества и обязательств организации, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Недостатком бухгалтерской информации является ее низкая оперативность.

Так, наиболее полная информация представляется в годовом отчете, затем в квартальных отчетах, а минимальным периодом пригодным для использования в управленческой деятельности, является календарный месяц.

В предпринимательской деятельности значительная часть управленческих решений требует представления информации и обобщения за более короткие периоды (декада, неделя, рабочая смена).

Статистическая отчетность представляет интерес для предпринимателя тем, что в ее основе заложены те же принципы, что при формировании бухгалтерской отчетности.

В статистической отчетности, в отличие от бухгалтерской отчетности преимущество отдается натуральным, а не стоимостным показателям.

Поэтому на основании данных такой отчетности можно детально отслеживать движение имущества организации, а также его состояние (физическая и моральная изношенность, номенклатура и т.п.).

Основным недостатком статистической информации также является ее невысокая оперативность – большая часть статистической отчетности представляется либо за год, либо за квартал.

Производственная информация представляется и обобщается по окончании каждой рабочей смены (обособленно или с нарастающим итогом с начала отчетного периода). Производственная информация обладает меньшей точностью.

Эта неточность обусловлена тем, что сбором и обработкой оперативной информации занимаются работники, не являющиеся специалистами в информационной области – это мастера цехов, бригадиры производственных звеньев и т.п.

Внешняя информация используется организацией, как правило, при осуществлении маркетинговой деятельности.

Для эффективного управления маркетингом необходима своевременная и правильная оценка рынков сбыта и конкуренции.

В этой работе важными являются сбор данных характеризующих рынок и его сегменты; сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке; о количестве потребителей; об объемах, приходящихся на отдельных потребителей; о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, оцениваются емкость и размер рынка.

Емкость рынка это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года.

Размер рынка – это территория, на котором происходит обмен продукции. Если сфера обмена охватывает территорию района, города, республики или области, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает территорию страны, то это «рынок страны» и т.д. Для большей части сельскохозяйственной продукции значение имеет в основном местный рынок.

Существенное значение имеет оценка цен данной продукции (услуги). Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.

Небезынтересной представляется обработка информации о периодах максимального и минимального объемов продаж.

Существенное значение для организации маркетинговой деятельности имеет информация о законодательных ограничениях по продаже того или иного товара (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и т.п.

); установлению цены на продукцию (государственное peгулирование ценообразования).

В отношении сельскохозяйственной продукции государственное влияние имеет тенденцию к максимальной поддержке процесса производства и реализации, а не ограничения.

При осуществлении маркетинговых мероприятий распространение информации о товаре имеет не меньшее значение, чем сбор информации о рынках сбыта. Она включает в себя следующий набор элементов:

· реклама;

· стимулирование сбыта;

· прямой маркетинг;

· паблик рилейшнз;

  • решения, принимаемые службой маркетинга.

Как известно, Минсельхозпродом РФ в 1995 году было принято peшение о создании единого информационного пространства агропромышленного комплекса России.

При этом, головной организацией, ответственной за координацию и методическое руководство было определено ГВЦ Минсельхозпрода России.

В 1998 году перечень мероприятий, выполняемых Минсельхозпродом РФ в области информационного обеспечения расширен. В частности предусматривается: разработка федеральной программы развития информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей, предусматривающий определение ее организационно-правового статуса и многоуровневой системы финансирования;

Основным направлением развития информационного обеспечения АПК на ближайшую перспективу является внедрение компьютерных технологий, создание баз и банков данных и повышение вследствие этого, оперативности и точности информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Для реализации информационной компьютерной АПК России и ее части – открытой распределенной компьютерной системы проекта АРИС необходимо установление порядка проведения работ по регистрации, экспертизе и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов, разрабатываемых за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

Соответствующее положение утверждено приказом Минсельхозпрода России от 18 января 1999 г. № 18. Данным положением определен порядок организации и правила обязательной регистрации, экспертизы и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов (программных продуктов), разработанных па средства бюджетного финансирования и являющихся собственностью Минсельхозпрода России.

Предыдущая21222324252627282930313233343536Следующая

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 4217; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-55589.html

Информационное обеспечение предпринимательской деятельности: субъекты, стратегия, тактика, принципы организации

Информационное обеспечение регулирования предпринимательской деятельности

Для нынешней стадии развития социума характерна растущая роль информационной отрасли, в которую входят разноплановые блоки информации, непосредственно информационные структуры, субъекты, которые осуществляют сбор, формирование, последующее распространение и использование ресурсов информационного характера. Информационная сфера как некий системообразующий фактор жизни социума активно воздействует на состояние экономической, политической, оборонной и прочих составляющих безопасности нашей страны.

Неправомерный доступ к коммерческой либо банковской тайне способен нанести организации большой материальный ущерб, а также сопутствующие имиджевые издержки.

Для защиты от утечки подобной информации стоит в рамках предприятия разрабатывать некие локальные акты, которые могут иметь различные названия: положения о конфиденциальных данных, перечни сведений, которые не подлежат разглашению и проч. Сотрудники должны знакомиться с подобными актами строго под расписку.

Для верного понимания терминов стоит также понять, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательской деятельности, какие именно функции выполняет организация системы информационного обеспечения предпринимательства на различных уровнях предприятия.

Замечание 1

Нужно отметить, что объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства связаны друг с другом напрямую.

Объектом данной системы является стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в настоящем и перспективном периодах.

Точными же объектами информационного обеспечения можно назвать информационные и прочие ресурсы, такие как финансовые, кадровые, материально-технические и т.п.

Группы субъектов, осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства

Выделяются следующие группы субъектов, осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства: внутренние и внешние.

К внешним субъектам причисляют органы законодательной, судебной, исполнительной власти, которые обязаны информационно обеспечить абсолютно всех законопослушных участников предпринимательских и прочих отношений; при этом их деятельность не должна полностью контролироваться непосредственно предпринимателями (по крайней мере, в нынешней российской действительности).

Данные органы формируют законодательную базу функционирования, а также защиты предпринимательской активности в ее разноплановых аспектах, а также дают гарантию стабильности информационных отношений в интересах всех граждан страны.

Определение 1

Внутренними субъектами называют лиц, которые напрямую осуществляют деятельность, связанную с защитой информационной безопасности конкретного субъекта предпринимательской деятельности.

В роли подобных субъектов могут выступать сотрудники собственной службы информационной безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, которые оказывают информационные услуги с целью защитить предпринимательскую деятельность.

Замечание 2

Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение своей деятельности на основании конкретной стратегии и тактики.

Стратегия информационного обеспечения предпринимательской деятельности предполагает достаточно долгосрочный подход к достижению поставленной цели.

В нее должна быть включена, во-первых, система превентивных мер по защите строго конфиденциальной информации, которая реализуется с помощью регулярной, непрерывной работы структурных подразделений данной организации касательно проверки контрагентов, анализа предполагаемых сделок, экспертизы документов, четкого выполнения установленных правил работы с документацией и проч. Допустимо выработать также стратегию реактивных мер, которая основывается на применении ситуационного подхода и реализуется с помощью системы мероприятий, специфических для конкретной ситуации.

Тактика информационного обеспечения предпринимательской деятельности включает в себя использование конкретных процедур, а также выполнение определенных действий с целью противодействия появляющимся угрозам.

Подобными действиями в зависимости от ситуации могут быть, к примеру, принятие дополнительных мер по сохранности тайны коммерческого характера; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий в сторону контрагента-нарушителя в устной либо же письменной форме; обращение напрямую в правоохранительные органы либо же суд.

Получается, что среди базовых направлений по информационному обеспечению предпринимательской деятельности допустимо выделить следующее:

  1. Проведение проверок в структурных подразделениях, а также оказание помощи практического характера касательно вопросов информационного обеспечения их деятельности.
  2. Организация, а также осуществление необходимой защиты конфиденциальных данных.
  3. Разработка и дальнейшее внедрение неких локальных актов, к примеру, положения о коммерческой тайне.
  4. Автоматизация информации касательно вопросов безопасности.
  5. Поэтапный переход подразделений на исключительно электронный (то есть безбумажный) документооборот.
  6. Проверка правил ведения закрытого делопроизводства.
  7. Проверка сотрудников для выявления точности соблюдения правил обеспечения информационной, экономической безопасности.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Требования к организации информационного обеспечения предпринимательства

К организации информационного обеспечения предпринимательства предъявляются конкретные требования, в числе которых можно назвать такие, как:

  1. Законность, предполагающая, что деятельность лиц, которые обеспечивают информационную безопасность, обязана носить строго законный характер, в противном случае весь защитный механизм способен стать ненадежным из-за вины данного субъекта деятельности предпринимательского характера. В числе неблагоприятных последствий можно отметить разноплановые санкции со стороны правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны структур криминального характера и проч.
  2. Комплексность, то есть возможное взаимодействие каждого из подразделений предприятия с целью обеспечения нужного уровня защиты, создания определенного климата для сотрудничества и доверия.
  3. Экономическая целесообразность, которая означает, что, во-первых, нужно организовывать информационную безопасность таких объектов, затраты на защиту каковых меньше, нежели потери от их незаконного использования. В данной ситуации обязаны браться в расчет также финансовые возможности организации.
  4. Непрерывность, которая предполагает, что функционирование комплексной системы обеспечения информационной безопасности предпринимательской деятельности обязано осуществляться непрерывно.
  5. Оперативность, которая обеспечивается быстрым действием со стороны специальных информационных служб, а также эффективностью проводимых мероприятий по доведению необходимой информации по технологическим звеньям цепи, а также своевременным информированием администрации предприятия.
  6. Координация, а также подконтрольность системы обеспечения информационной безопасности руководству определенного субъекта предпринимательской деятельности. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы локальная система безопасности не ориентировалась исключительно на решение задач узкой направленности, без учета имеющихся интересов партнеров и прочих структурных подразделений; во вторую очередь для верной и точной оценки эффективности системы информационного обеспечения предприятия и ее возможного дальнейшего совершенствования.

Этапы обеспечения информационной безопасности

В рамках определенного предприятия должна обеспечиваться организация службы информационной безопасности.

Среди субъектов, которые обеспечивают защиту данной безопасности, самое важное значение у службы собственной безопасности, естественно, при имеющихся у предпринимателей для этого финансовых средствах.

Можно определить некоторые этапы, которые рекомендованы предпринимателям при обеспечении безопасности информационного характера:

  1. Принятие решения касательно создания системы обеспечения информационной безопасности предприятия. Этот вопрос должен прозвучать во время принятия решения касательно организации юридической фирмы в прямой зависимости от избранного вида деятельности, характера предполагаемых услуг, использования информации частного характера, числа сотрудников и т.п. На общем собрании учредителям предварительно нужно предусмотреть возможность формирования особой службы, а также распределить обязанности. После проведения государственной регистрации организации ее руководителями принимается окончательное решение, затем определяются ответственные индивиды, которые будут напрямую заниматься организацией нужной службы.
  2. Определение общих задач по обеспечению информационной безопасности предприятия. Сюда можно отнести определение возможных угроз, их дальнейшее предупреждение, установление определенных объектов защиты (компьютерные системы, информация, ключи доступа, безопасность имеющихся помещений).
  3. Разработка положения касательно обеспечения информационной безопасности предприятия, определение конкретной структуры, а также кадрового состава индивидов, которые занимаются таковой работой.
  4. Подбор и дальнейшая расстановка кадров. Сотрудниками службы информационной безопасности имеют право быть индивиды, которые обладают особыми навыками и умеющие работать напрямую с информационными технологиями. Значимым и даже ключевым условием считается конкретно профессиональная подготовка. На практике принято делать выбор в пользу бывших сотрудников правоохранительных органов (то есть МВД, ФСБ, прокуратуры страны) с подходящим опытом работы.
  5. Прямая организация и дальнейшее функционирование службы информационной безопасности предприятия. Деятельность структурного подразделения по информационной безопасности регламентируется несколькими локальными актами, которые необходимо разработать на самом предприятии. Индивидам, которые занимаются обеспечением безопасности информационного характера, нельзя оказывать прочие услуги, которые не связаны с деятельностью собственного предприятия. Во время работы особую роль играет профессиональная расстановка кадров, грамотное распределение обязанностей и прав. Значимым фактором считается гибкая система стимулирования сотрудников службы. Финансирование, как правило, осуществляется из получаемой прибыли. Экономия средств обычно оборачивается намного более внушительными потерями.
  6. Контроль над работой по обеспечению информационной безопасности. Для того чтобы поддерживать достойный уровень производственной дисциплины, а также эффективно противостоять разноплановым взломам и атакам информационного характера необходимо осуществление непрерывного контроля, а также анализа результатов этой деятельности. Для этого осуществляются:
    1. постоянные текущие отчеты сотрудников, которые занимаются обеспечением информационной безопасности, перед непосредственным руководством предприятия;
    2. внеплановые отчеты по защите от определенных угроз и о принятых мерах организационного и технического характера;
    3. проведение анализа отчетов и формирование позиции руководителей касательно эффективности системы информационной безопасности данного предприятия. Значимой составляющей поддержания внушительного уровня защиты считается усовершенствование деловых навыков сотрудников, которые заняты обеспечением информационной безопасности, чего возможно достигнуть с помощью регулярного повышения их квалификации, а также переподготовки (не менее чем раз в три года).

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovoe-obespechenie-ekonomiki/informatsionnoe-obespechenie-predprinimatelskoj-de/

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Информационное обеспечение регулирования предпринимательской деятельности

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Рустамов Павел Анварович,

магистрант кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, pavel.rustamov@inbox.ru

В данной статье автор рассматривает вопрос правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации в условиях всеобщей глобализации. Рассматриваются различные механизмы, инструменты и доступные для предпринимателей ресурсы.

Исследование данного вопроса представляется актуальным в силу того, что современное общество находится в переходной стадии своего развития, информация является неотъемлемым институтом жизнедеятельности общества и человека.

Ключевые слова: предприниматель, интернет, право, регулирование, предпринимательская деятельность.

X 2 о

о см о

О!

В настоящее время одним из важнейших элементов ведения предпринимательской деятельности является информационное обеспечение управления.

В общественной жизни информационное право выступает как: отрасль правовой науки, отрасль права и учебная дисциплина. Как совокупность юридических норм информационное право предполагает соответствующее поведение.

Наука информационного права изучает нормы информационного права, систематизирует и классифицирует их, соединяет в правовые институты, показывает эффективность информационного законодательства и особенности его практического применения. Информационное право складывалось в разных областях информационной деятельности. Его необходимо рассматривать как систему представлений и взглядов о государственно-правовом содержании явлений и процессов.

Наука информационного права изучает следующие правовые проблемы: сущность информационной деятельности; организация информационной деятельности в разных сферах государственной деятельности; методы и формы осуществления информационной деятельности; статус субъектов информационного права и др. Информационное право, как наука начало развиваться в 70-х годах XX века. Одной из первых значительных работ в сфере информационного права является труд А.Б. Венгерова «Право и информация в условиях автоматизации» (1978 г).

Обусловлено это тем, что современное общество является информационным. Залогом успешного и прибыльного развития бизнеса является оптимальное и комплексное обеспечение современными информационными ресурсами. Глобальную часть информационных ресурсов в современном мире представляет сеть интернет, облачные сервисы, программное обеспечение.

Для малого предпринимательства информационные ресурсы имеют наибольшую значимость, так как на сегодня конкуренция среди субъектов малого предпринимательства очень высока, а оптимально подобранное информационное обеспечение станет одним из важных преимуществ в

эффективном ведении бизнеса на экономическом рынке.

Очень важно то, на сколько быстро, своевременно и наименее трудозатратно предприятие получает необходимую для развития ему информацию. Данная информация может включать в себя следующее:

– нововведения в законодательстве и в общем актуальные нормативно-правовые документы;

– мониторинг рынков цен конкурентов, поставщиков;

– системы поддержки со стороны государства, необходимая информация госструктур;

– социально-экономическая информация;

– новости научно-технического прогресса в разных областях;

– современная обстановка в сфере экономики и бизнеса и др.

Несмотря на все вышеперечисленное, предпринимательство в настоящий момент развиваются и находятся на стадии пикового роста. Никакие внешние факторы не помешали данному слою экономки России следовать своему курсу развития [1].

Если проанализировать тип информации, которая для предпринимателя является наиболее актуальной, то на первом месте будет стоять нормативно-правовая информация, а после уже – официальная.

Именно поэтому необходимо совершенствование и нормативное регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Необходимо создание и совершенствование правовых ресурсов, позволяющим предпринимателем в режиме онлайн получать доступ к необходимо информации [2].

Субъекты информационного права – это юридические и физические лица, органы местного самоуправления и государственной власти, являющиеся участниками гражданско-правовых и публично-правовых отношений в информационной сфере. Субъекты информационного права обладают правовым статусом, включающим информационную право- и дееспособность.

Правовой статус определяется информационной правосубъектностью, правами, обязанностями, ответственностью субъектов, гарантиями реализации своих прав. Субъект информационных общественных отношений – это организация или физическое лицо, выступающее участником информационных отношений и наделенное конкретными правами и обязанностями, способный их ре-ализовывать в информационной сфере.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее актуальные и современные ресурсы для информационного обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации. Можно отметить, что стремительное развитие информационных технологий и их внедрение в малом предпринимательстве, в настоящее время представляют собой главный источник информационного обеспечения малого бизнеса.

Однако необходимо отметить, что доступ к информации должен быть урегулирован. Необходи-

ма разработка регламентов использования информационных ресурсов предпринимателями. Создание общей базы информационных источников, регистрация предпринимателей-пользователей ресурсов, информирование общества о возможности пользованием такими ресурсами.

Кроме того, считаем необходимым предусмотреть возможность внесения информации в каталог самими предпринимателями в рамках оговоренных параметров и допустимости.

Законодательство – это тот рычаг, который поможет сделать информационное обеспечение предпринимателей более совершенным и своевременным. Организация экономического пласта предпринимателей будет более эффективна и действенна при наличии четкой регламентации и механизмов контроля.

Доступ к информационным ресурсам для предпринимателей должен обеспечиваться посредством регистрации предпринимателя на портале. При это необходимо подтверждения разрешения занятия предпринимательской деятельностью. При регистрации законодатель может запросить сведения о государственной регистрации предпринимателе или любые другие юридические сведения.

Полная регламентация и контроль поступающей и исходящей из ресурсов информации позволит избежать хакерских атак, вредоносных программ и искажения информации на порталах.

Обладателем информации является лицо, создавшее информацию самостоятельно либо получившее право ограничивать или разрешать доступ к информации, обозначенной по определенным признакам на основании договора или закона (ст. 2) [3].

Нормативную базу информационного права составили Конституция Российской Федерации, законодательные, нормативные правовые акты РФ, регулирующие разные стороны информационной сферы. Теоретическую основу информационного права составили теория права, общесоциологические и философские науки, работы зарубежных и отечественных юристов.

Защита информации в организации – это комплекс защитных мероприятий и разработанная стратегия, которые сгруппированы в правовую защиту информации, организационную и инженерно-техническую защиту.

Правовой комплекс защиты интересов организации включает: законодательные нормы и акты по защите информации разного назначения и видов: коммерческие сведения, персональные данные, данные ограниченные в распространении; специальные положения регулирования вопросов обращения информации, которые заложены в р уставные документы и внутренние регламенты Д организации; механизмы защиты прав на объекты Ч интеллектуальной собственности , которые уста- С навливаются патентным и авторским законода- А тельством. Н

Методологическую основу информационного у права составляют следующие методы: сравни- А

Н

2

9

о сч

0

01

тельно-правовой, исторический, формально-юридический, логический, кибернетический и др. Информационное право определяет конкретные пути улучшения и оптимизации механизма информационной деятельности и всей информационной сферы.

К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации.

Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица.

Информационная правоспособность и информационная дееспособность Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности.

Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.

Дееспособность в информационной сфере физического лица – это способность данного лица претворять собственными действиями информационные права и обязанности.

Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д.

возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично.

К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью. Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации обладают только правоспособностью в информационной сфере.

Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.

Основные действия по правовой защите информации: конкретное выделение объектов конфиденциальной информации; введение режима охраны конфиденциальной информации, подтвержденное документально; подготовка разрешительной документации на введение в эксплуатацию различных технических средств защиты информации; разграничение доступа к объектам информации с соответствующей разработкой схем: по структурным подразделениям, группы по назначению, группы по уровням допуска и т.д.; закрепление трудовых обязательств по соблюдению и выполнению режимов конфиденциальности; утверждение механизмов разъяснения сотрудникам организации режима конфиденциальности информации.

Для обеспечения информационной безопасности в организациях используется целый ряд различных нормативных документов. В соответствии с информационной безопасностью каждый документ выступает действующей составляющей общей стратегии, применяемой для информационной защиты. Каждый нормативный документ разрабатывается специально для конкретной ситуации.

При этом важно избегать принятия шаблонных документов, взятых из разных правовых систем и не прошедших необходимую корректировку специалиста.

Уполномоченное должностное лицо по организации и обеспечению безопасности на предприятии, зная стандартные наборы нужной документации, должно: самостоятельно обеспечить проверку документов на предмет их содержания и на соответствие всем вопросам информационной безопасности; обратиться к специалистам в сфере информационной безопасности за разработкой и внедрением пакета обеспечительных документов.

Документы, обеспечивающие информационную безопасность в организации: нормативные положения и акты об информационной безопасности; положение о защите персональных данных; положение о коммерческой тайне; положение о специальном документообороте и делопроизводстве; инструкция о порядке допуска сотрудников к конфиденциальной информации; перечень сведений с конфиденциальной информацией; обязательства сотрудников о неразглашении конфиденциальной информации; памятка о соблюдении режима коммерческой тайны.

Данный перечень документов может быть дополнен в зависимости от решения управляющих органов предприятия. Полный пакет документов по обеспечению информационной безопасности организации разрабатывается и подготавливается индивидуально в зависимости от конкретного нор-мативно-применительного назначения.

Правовое обеспечение информационной политики в государстве реализуется благодаря информационному праву. Международное сообщество акцентирует внимание на развитие в информационной сфере отдельных государств, что позволит осуществить информационную безопасность личности, общества, отдельных стран, а также позволит усовершенствовать внутригосударственное законодательство.

Таким образом, информация — это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Литература

1. Милославская, Е.Г. Гражданское право. Части 3, 4. Шпаргалка. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 128 с.;

2. Михайленко, Е.М. Гражданское право. Общая часть. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2015. – 192 с.;

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-informatsionnogo-obespecheniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.