Косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования предпринимательства

Косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательства

Сущность и цели государственного регулирования

предпринимательства

Государственное регулирование – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей осуществляемых органами государственного управления.

Необходимость государственного регулирования экономической жизни общества ни у кого не вызывает возражений. Тем не менее, объем, формы, направления (цели) и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся к числу тех проблем экономической теории, вокруг которых вот уже более двух столетий не стихают споры.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Суть государственного регулирования предпринимательства состоит в выполнении государством определенных видов деятельности для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм.

Государственное регулирование предпринимательства преследует как глобальные, так и конкретные цели.

К глобальным целям можно отнести следующие:

· создание условий, обеспечивающих стабильное развитие экономики и нормальное функционирование на этой основе предпринимательства;

· создание целесообразных правовых и экономических условий для функционирования сельского хозяйства и частного предпринимательства;

· осуществление контроля над соблюдением правовых норм и законодательства субъектами рыночных отношений;

· обеспечение условий для стабильного участия предпринимателей своей страны в мирохозяйственных связях и получение от этого оптимальных выгод.

Реализация глобальных целей государственного регулирования предпринимательства осуществляется путем постановки и решения конкретных целей и задач.

Конкретные цели и задачи можно систематизировать по различным критериям.

Обеспечение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности предполагает:

1. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

2. Обеспечение экономической и правовой защиты предпринимателя;

3. Обеспечение защиты прав потребителей.

Создание и обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства предполагает:

1. Создание благоприятных условий функционирования всех рыночных механизмов;

2. Регулирование межфирменных рыночных отношений;

3. Ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий.

Установление и обеспечение соблюдения рыночных правил и этико-правовых норм предпринимательства предполагает:

1. Разработку, принятие и обеспечение соблюдения этико-правовых норм предпринимательства;

2. Обеспечение добросовестного соблюдения предпринимателями норм торговой практики.

Обеспечение повышения эффективности производства хозяйствующими субъектами предполагает:

1. Оптимизацию структуры производства;

2. Обеспечение рационального размещения производства;

3. Интенсификацию производства: развитие наиболее выгодного доступа к ресурсам; создание благоприятного инвестиционного климата; привлечение иностранных инвестиций; реализацию ускоренной политики ускоренной амортизации капитала;

4. Содействие повышению конкурентоспособности продукции местных производителей.

Обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры: работа транспорта и контроль за тарифами; система коммуникаций и связи; регулирование страховой деятельности.

Оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности предполагает оказание:

1. Организационного и финансового содействия предпринимателям малого бизнеса;

2. Содействия в развитии промышленного и научно-технического международного сотрудничества;

3. Содействия экспортерам в повышении конкурентоспособности их продукции на внешнем рынке;

4. Создание условий поддержки предпринимательства путем организации научных и учебных центров, инновационных и страховых фондов, предоставления информационных и консультационных услуг.

Обеспечение социально-экономических основ предпринимательства предполагает:

1. Разработку норм трудового законодательства и контроль за их соблюдением: обеспечение справедливых основ частного найма и оплаты труда; обеспечение максимальной занятости населения, увеличение числа рабочих мест;

2. Решение важнейших социально-экономических проблем: создание рынка труда и безопасности; обеспечение образования и профессионального обучения; реализация политики охраны окружающей среды [6].

К основным, то есть приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: антимонопольное законодательство, валютные ограничения, регулирование тарифов и цен, патентное законодательство, защиту прав потребителей, государственные контракты, государственное содействие частному предпринимательству [4].

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.

Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Методы государственного регулирования предпринимательства

Методы государственного регулирования предпринимательства, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми косвенными.

Прямой (административный) метод предполагает вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы; ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др.

Косвенный (экономический) метод предполагает осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры[4].

Разграничение прямых и косвенных методов довольно условно (Приложение А). Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования.

К числу административных методов относятся:

· установление контроля над монопольными рынками, в том числе естественными монополиями;

· обеспечение экономической безопасности путем запрещения использования экономически вредных технологий;

· разработка стандартов, контроль за их соблюдением участниками экономической системы;

· защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей путем лицензирования импорта, установления государственного контроля над импортом капитала.

К числу экономических методов относятся:

Денежная политика. В связи с важнейшим значением цен как инструмента формирования рынка государство оказывает влияние на их образование и применение, используя различные методы воздействия. Оно определяет порядок установления и применения цен и контролирует его соблюдение.

В предусмотренных законом случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем установления предельного их размера, либо предельного уровня рентабельности, учреждения фиксированных цен [5, С.138].

Цель денежной политики противостояние инфляции: регулирования инвестиционного процесса путем изменения процентных ставок, занятости, движения курса акций через регулирование процентных ставок.

Инструментами денежной политики являются: норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции центрального банка на рынке ценных бумаг.

Налоговая система как метод государственного регулирования предпринимательства имеет две противоположные цели: с одной стороны, она должна стимулировать развитие предпринимательства, с другой – обеспечить необходимый доход государственного бюджета [5, С.148].

Таким образом, налоговая политика используется для: эффективного стимулирования экономического роста; перераспределения доходов; предоставления налоговых льгот малому бизнесу, вновь создаваемым предприятиям; распределения государственных расходов; управления государственным долгом.

В мировой практике сложились различные варианты налогообложения бизнеса. Возможен всеобъемлющий подоходный налог на все виды дохода, при котором облагаемый доход практически тождественен реальному экономическому доходу.

Этот вариант обеспечивает широкую налоговую базу, является справедливым и нейтральным.

Однако обложение налогом всего дохода имеет смысл только в том случае, если в стране отсутствует инфляция или делается поправка на инфляцию.

Более простой вариант налогообложения бизнеса – номинальный подоходный налог, так же опирающийся на достаточно широкую экономическую базу. В этом случае не используются льготное налогообложение амортизации и другие налоговые скидки и в то же время отсутствует инфляционная поддержка, в связи с чем в условиях инфляции такая система приводит к неравенству налогоплательщиков.

В настоящее время используется система, при которой правительство определяет ряд направлений предпринимательской деятельности, которые получают налоговые льготы: льготные ставки налогообложения, скидки на инвестиции [5, С.147].

Внешнеэкономическая политика направлена на:

· стимулирование экспорта;

· регулирование импорта путем проведения гибкой таможенно-тарифной политики:

· регулирование иностранных инвестиций;

· регулирование платежного баланса страны.

Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и сходных процессов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства.

Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции, разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества.

Важным направлением государственного регулирования стала патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов.

Инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является и предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компании за счет государственных средств. Эти средства применяются, если частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36483t4.html

24. Прямое и косвенное гос. Регулирование предпринимательства. Саморегулирование деятельности предпринимателей

Косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методыгосударственного воздействия наэкономику подразделяются на прямые икосвенные.

Прямыеметодыгосударственного регулирования, какотмечалось ранее, в основном связаны сиспользованием административных средстввоздействия на экономические отношения.Эти средства характеризуютсянепосредственным властным воздействиемгосударственных органов на регулируемыеотношения и поведение соответствующихсубъектов.

Прямойхарактер применяемых при государственномрегулировании административных средстввыражается в принятии субъектомуправления в рамках компетенцииуправленческого решения в виде правовогоакта управления, юридически обязательногодля адресата и содержащего прямоепредписание императивного (директивного)характера на совершение определенныхдействий. При этом используются какмеры убеждения, так и меры принуждения.К прямым методам государственногорегулирования относятся, например,государственная регистрация субъектовпредпринимательской деятельности,лицензирование отдельных видовпредпринимательской деятельности ит.д.

Косвенныеметодыгосударственного регулированияосновываются на экономических средствахвоздействия на регулируемые отношениясо стороны субъектов государственно-управленческойдеятельности.

Они опосредованно черезэкономические интересы без прямоговластного воздействия отражаются наповедении участников экономическихотношений путем создания условий,влияющих на мотивацию должного поведенияпосредством материальных стимулов,таких как материальное поощрение иответственность.

К экономическимсредствам относятся, прежде всего,средства денежно-кредитной и бюджетнойполитики, косвенное планирование,инструменты ценообразования и др.

Прямыеи косвенные методыгосударственного управления экономикойи соответственно административные иэкономические средства государственногорегулирования экономики имеют единыецели и задачи и всегда облекаются всоответствующую правовую форму.

Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

Вэкономическом смысле под саморегулированиемхозяйственной деятельности понимаетсялегитимное объединение бизнеса дляцелей разработки правил хозяйственнойдеятельности и контроля за их соблюдением.В качестве индикатора общественнойзначимости организаций саморегулирования(СРО) принимается выполнение ими функцийпо рассмотрению жалоб аутсайдеров ивнесудебному разрешению споров.

Регулирование,как оно понимается в мире, состоит изтрех частей. Во-первых,эторегулирование законами.

Во-вторых,сферадеятельности, относящаяся к компетенциисаморегулируемых организаций, включаяобычаи делового оборота, кодексыкорпоративного поведения и т.д.

В-третьих,этосфера, в которой осуществляетсяоперативное регулирование органамиИсполнительной власти. Если провестисравнение систем регулирования наразвитых рынках и в России, то картинана получается следующая.

Законыу нас еще не до такой степени подробны,как этого хотелось бы, а значит, и недостаточно четко описывают функционированиерынка. Саморегулирования у нас практическинет, хотя некоторые обычаи деловогооборота за 10 лет развития рыночнойэкономики отчасти сформировались.

Поэтому все поле регулирования насегодняшний день во всех отрасляхпрофессиональной деятельности у насзанимают органы исполнительной власти.Мы пришли к тому, что у нас сегоднянадзорные функции всех государственныхорганов совпадают или совмещаются срегулирующими функциями, т.е.правоустанавливающими.

Таким образом,налицо конфликт интересов, о которомсегодня говорят уже все. Невозможносовмещение правоустанавливающих инадзорных функций в одном органе.

Вовсем мире сферы деятельности, которыетрудно регулировать “сверху”,отдают на откуп саморегулированию, заисключением тех случаев, когда этокасается вопросов национальнойбезопасности, чрезвычайных ситуаций ит.п.

Например, одна из форм регулирования,которую можно определить как функциюгосударственного комиссара на бирже,необходима в ситуации нестабильностиорганизованного рынка. То есть когдарынок выходит за рамки заданныхпараметров, тогда государство-надзирательостанавливает торги. Получается, чтопри особых обстоятельствах, которыеописаны в законе, возникают специальныеправа у государственного органа. Это иесть либеральная модель регулирования,которая применяется во многих странах.

Пытаясьусовершенствовать законодательствона финансовых рынках по частям, отдельнымипоправками, мы сталкиваемся с проблемойотсутствия единого понимания, что такоерегулирование на финансовых рынках кактаковое. Существует разная терминологияв текстах разных законов.

Сложившийсяведомственный подход к регулированиюфинансовых рынков создает препятствиедля их развития. Рынки у нас существуютне как единый, целый финансовый рыноксо специальными разделами – ипотека,лизинг, ценные бумаги и т.д., а каксовокупность предельно разрозненныхпо терминологии, принципам, правиламсегментов.

Например, за развитие ипотекив России почему-то отвечает Госстрой,поэтому вся терминология в ипотечнойсфере носит, мягко говоря, непрофессиональныйхарактер. В лучшем случае это переводыэлементов западных моделей регулированияипотеки. Почему-то говорится только ожилищной ипотеке, которая должнастимулировать строительство жилья.

Этоверно, но это вторичная цель. В ипотекеможет быть не только жилье, но и любаядругая недвижимость, в том числе земля.Госстрой, “занимаясь” ипотекой,исказил это понятие.

Сегодняпредпринимательское сообщество,объединенное во всякого рода ассоциациипо профессиональному признаку – оценщиков,аудиторов и т. д., существует на основезакона о некоммерческих организациях,т.е. на том же праве, на котором существует,например, общество рыболовов-любителей.Рискну предположить, что для целейэкономического развития это не можетбыть одно и то же право.

Во-первых,некоммерческиеорганизации – это добровольные объединения,а членство в саморегулируемых организацияхв ряде случаев обязательно, напримердля нотариусов.

Во-вторых,правоустанавливать стандарты поведения для,своих членов у некоммерческих организацийможет быть только в том случае, когдачлены делегировали это право самойорганизации. Но они как его делегировали,так могут и отобрать.

По этой причинемы сегодня прописываем в законопроекто СРО для тех организаций, которыеполучат статус сам о регулируемых,обязанность устанавливать стандартырыночного поведения для своих членов.

Саморегулируемыеорганизации должны, на наш взгляд,участвовать в формировании нормативнойбазы, т.е.

быть действительноквалифицированными оппонентамиисполнительной власти, потому что, нужнопризнать, сегодня власть регулируетрынок так, как ей это кажется правильным.

И основная причина, по которой у нас неидет административная реформа, как рази состоит в том, что исполнительнаявласть пытается уменьшить свои собственныеполномочия, действуя изнутри системы,что практически невозможно.

Вряде стран национальные торговые палатытакже являются саморегулируемымиорганизациями, представляющимипредпринимательские сообщества, в томчисле и те, которые построены попрофессиональному признаку.

Ихпредставители участвуют в заседанияхправительств своих стран, и законопроектне может быть направлен в парламент дляпринятия, если он не прошел черезнациональную торговую палату.

Вот эторассматривается как необходимый процессобщественной экспертизы законопроектов.

Унас в стране профсоюзы и их представителипринимают участие в заседанияхПравительства РФ, а вот представителипредпринимательского сообщества, высокопрофессионализированных сегментоврынка редко туда приглашаются.

В связис этим, я считаю принятие закона о СРОсамым важным на нынешнем этапеадминистративной реформы.

Если первыйэтап – уменьшениеколичества лицензируемых видовдеятельности и ревизия полномочийорганов власти, то второйэтап – этонаделение специальными правами институтовпрофессионального общественногорегулирования, правами, не идентичнымиправам органов исполнительной власти,но все-таки составляющими значимыйэлемент системы регулированияпредпринимательской деятельности. Тоесть создание саморегулируемыхорганизаций – это фактически созданиеинститутов, которые будут, оппонируявласти, оптимизировать и детализироватьрегулирование.

Источник: https://studfile.net/preview/5641994/page:24/

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

  • Сотрудники в среднем звене организации, как правило, далеко не первыми узнают все новости. Они не принимают решений и не разрабатывают политику. Поэтому они обязаны научиться быстро адаптироваться. Когда дело касается лидерства в середине организации, то чем быстрее вы умеете адаптироваться к переменам, тем это лучше для организации. И вот почему.…

  • Самая бесполезная трата лидерской энергии – попытки заставить других считать себя совершенным. Это относится и к исполнительным директорам, и к лидерам в среднем звене организации. Ближе всего к совершенству люди подходят, когда составляют свое резюме. Поскольку идеальными не являетесь ни вы, ни ваши коллеги, ни ваш босс, то все мы…

  • Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, я не буду ничем ограничен .Иногда мне кажется, что люди совершенно неверно представляют себе суть лидерства. Многие уверены, что лидерство – это билет к свободе. Оно, возможно, разрешит все их профессиональные и карьерные проблемы. Но руководящие должности не являются панацеей…

  • Писатель Беннетт Серф писал, что Д. Уильям Стэнтон, который многие годы был представителем от штата Огайо в конгрессе Соединенных Штатов, очень дорожил письмом, полученным им в 1949 году от Торговой палаты в Пейнсвилле, штат Огайо. В письме содержался отказ от предложения Стэнтона пригласить на обед по сбору средств в качестве…

  • Наиболее позитивный подход к планированию лидера – пойти дальше простой поддержки и стараться повысить его ценность. В этот момент планирование будущего превращается в нечто более значительное. Оно будет обладать большей ценностью для лидера, для его последователей и для того, кто внес в него свой вклад. Не у всякого появляется возможность…

  • Идеи очень хрупки, особенно когда впервые появляются на свет. Специалист по рекламе Чарли Браунер сказал: Новая идея – штука деликатная. Ее можно убить одним зевком или насмешкой; ее можно заколоть до смерти саркастическим замечанием или замучить неодобрительно поднятой правой бровью . Если вы хотите, чтобы победу одержала самая достойная…

  • Фрэнк Э. Кларк говорил: Чтобы радоваться общению с другом, мне нужно найти с ним гораздо больше общего, чем ненависть к одним и тем же людям . К сожалению, для многих людей, работающих бок о бок, это единственная точка соприкосновения. Как же поступить, если у вас нет общих интересов с…

  • Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, то смогу все контролировать .Вы когда-нибудь говорили что-то вроде: Знаете, если бы я руководил, мы не сделали бы то и не сделали бы это. Если бы я был боссом, все определенно было бы по-другому ? Если так, то позвольте…

  • Когда я доберусь до вершины, то научусь быть лидером .В 2003 году Чарли Уэтзел, мой сотрудник, решил попытаться реализовать цель, о которой он мечтал уже много лет. Он вознамерился участвовать в марафоне. Если бы вы знали Чарли, то никогда бы не подумали, что он бегун. Статьи в…

  • Мне очень нравится комикс покойного Джеффа Макнелли, лауреата Пулитцеровской премии, карикатуриста и автора комикса Ботинок ( Shoe ). К сожалению, некоторые люди не готовы эмоционально, интеллектуально или профессионально взять на себя ответственность за планирование, содействовать его осуществлению. Если они хотят, но не могут этого сделать, то их можно…

  • Как вы определите понятие зрелость ? В контексте лидерства я определяю ее как поставить интересы команды превыше своих личных . Ни один человек, демонстрирующий эгоистичное отношение сперва-всегда-я , не сможет оказывать влияние на окружающих. Чтобы вести за собой других, вы должны ставить команду на первое место. Совсем…

  • Когда предложение поступает от человека, который вам несимпатичен или которого вы не уважаете, какова ваша первая реакция? Могу поспорить, вы сразу же ее отвергаете. Наверняка вы слышали фразу Учитывайте источник . Разумный совет, но если не соблюдать осторожность, то вместе с водой вы рискуете выплеснуть и ребенка. Не позволяйте…

  • У сотрудников организации есть два основных способа пробиться вперед. Первый – попытаться это сделать, выполняя свою работу. Второй – строя политические козни. Это разница между производством и политической игрой. Основная мысль заключается в следующем: люди, которые подпадают под определение политиков, руководствуются стремлением выбиться вперед, а не желанием достичь высокого уровня…

  • Если вы лидер в среднем звене организации, мне вряд ли нужно рассказывать вам, какая у вас сложная работа. Многие из таких лидеров, с которыми мне довелось общаться, пребывают в состоянии постоянного разочарования, напряжения и нередко готовы уволиться. Я часто слышал, как они говорили: Это все равно…

  • Мы склонны с одобрением относиться к людям, которые делают то, что нас восхищает. Это вполне естественно. Но если мы будем ценить лишь тех, кто похож на нас, то слишком многое упустим. Мы должны пытаться видеть и принимать чужой уникальный опыт, умения и учиться на них. Деннис Бэкк, глава компании AES…

Источник: http://rooler.ru/ar/2009-03-16-13-03-18/6397---

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.