Минусы государственной собственности

Преимущества и недостатки государственной собственности

Минусы государственной собственности

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Кафедра «Социально-экономических наук»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему: «Преимущества и недостатки государственной собственности»

                                                                            Выполнил:

                                                                            Проверил:

Тюмень 2014

1) Введение………………………………………………………………………..3

2) Государственная собственность, ее достоинства и недостатки…………….4

3) Заключение…………………………………………………………………….6

4) Список литературы………………………………………………………..…..7

Введение

Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности – в Вавилоне, Китае и других странах. 

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности имеют большое значение; это будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тот экономический кризис, в котором находится Россия.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю из ролей в стабилизации экономического положения в стране.

Государственная собственность, ее достоинства и недостатки

Государственная собственность – это закрепление  права контроля объектов за государством. В любой стране существует большой  массив объектов, которые непосредственно  контролируется государством. Существуют государственные предприятия и учреждения, значительная часть земли

находится в государственной собственности,государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи

 и  многое другое.

Контроль за этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов  всего общества, производство ряда «общественных» товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д.

Вместе с тем, как  показывает опыт, управление объектами  государственной собственности, выявление  и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным  делом.

Любое государство  имеет определенную форму административно-территориального устройства. В каждом административном регионе должны быть свои органы государственного управления. Для эффективного выполнения своих функций они должны обладать правом собственности на ряд объектов.

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной собственности  было иное, нежели чем  сейчас.

Однако можно  выделить и положительные моменты  в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое  перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает  одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы  собственности для общего развития экономики

страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий

современными средствами производства, без организации производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Государственная собственность делится на четыре группы: федеральная (собственность  Федерации); федеральная и субъектов Федерации; субъектов Федерации (субфедеральная собственность); муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов

управления.

Преимущества  государственной собственности:

1) формирование условий для реализации государственных интересов и потребностей;

2) расширение возможностей воздействия на инфляцию издержек;

3) возможность эксплуатации сетевых структур при отсутствии чистого дохода;

4) рационализация использования инфраструктурных сетей;

5) повышение эффективности финансирования естественных монополий путём перераспределения доходов.

Недостатки  государственной собственности:

1) снижение заинтересованности в быстрой окупаемости издержек и в росте прибыли;

2) усиление монопольной власти государства;

3) ограниченность финансовых возможностей государства;

4) дополнительное монопольное давление на потребителей общественно значимых благ.

Заключение

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Список литературы

1) http://knigi-uchebniki.com/predpriyatiy-ekonomika/upravlenie-gosudarstvennoy-sobstvennostyu.html

2) http://www.center-yf.ru/data/stat/Formy-sobstvennosti.php

3) http://freepapers.ru/110/gosudarstvennaya-sobstvennost-ejo-dostoinstva-i/92068.600964.list4.html

4) http://ibrain.kz/mod/book/view.php?id=16&chapterid=1310

Шпора

Государственная собственность. В современной экономике наряду с частной собственностью существует государственная собственность. Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности государству. В Российской Федерации различают две формы государственной собственности:

• федеральная собственность

• собственность субъектов (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

Установление государственной собственности позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики.

Вместе с тем государственной собственности присущи и определенные недостатки.

К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание экономических благ, бюрократический стиль управления, незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции. Все это приводит к тому, что государственные организации оказываются часто менее эффективными по сравнению с аналогичными частными структурами.

В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности выступает муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне рассматривается как самостоятельная форма собственности.

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, a также муниципальным образованиям. Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

К объектам муниципальной собственности относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы и т. д.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/443971_3301202_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Основные плюсы и минусы государственной собственности – Плюс/минус

Минусы государственной собственности

14.01.2020

Государственная собственность отличается от других форм тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединœений, а у государства, как института власти. Государство является распорядителœем имущества, а управляют производством назначенные им руководителœем.

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом. По этой причине государство, как реальный собственник, назначает своих представителœей на руководство тем или иным предприятием.

Далее строго спрашивает с них за использование госсобственности в интересах всœего общества. Совладельцы государственной собственности, в лице непосредственных работников, не обладали единоличными правами на использование ресурсов. Личные интересы не признавались достаточными для распоряжения ресурсами.

То есть, смотрите, что получалось? Государство назначало своих руководителœей для налаживания работы предприятий. А те, с свою очередь, требовали от имени государства отличного труда от работников, являющихся сособственниками производства.

И таким образом, каждый (и директор, и инженер, и рабочие) вынуждены были блюсти прежде всœего общественные интересы. А потом уже коллективные и личные интересы.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всœех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Производство, обмен, распределœение продукции, цены на нее, инвестиции, зарплата͵ прибыли и убытки – всœе это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам.

Планомерное производство и командная экономика, построенные на базе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населœения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Государственная собственность в странах социализма, которая в конституциях этих стран считалась общественной, имела и множество недостатков (рис. 2).

Среди них можно выделить такие, как появление и воспроизводство дефицитов в товарах и услугах, административные методы управления, финансовая диктатура государства, слабые стимулы к высокопроизводительному труду, диктат производителœей над потребителями, безынициативность и безответственность работников, низкий уровень жизни людей по сравнению с развитыми странами мира. Все это и привело в итоге к замене государственной собственности и командной экономики на различные формы частной собственности.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (к примеру в Австрии, Швеции), в других – ниже (к примеру в США), что является одним из признаков разнообразия моделœей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. К примеру, в экономике России сложились две формы государственной собственности — ϶ᴛᴏ федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населœения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является населœение соответствующей территории. Но населœение лишь формально может осуществлять всœе необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач. Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры.

Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства. Централизация собственности в рамках государства была основой относительно равномерного распределœения материальных благ среди членов общества.

Достоинства и недостатки государственной собственности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Достоинства и недостатки государственной собственности» 2017, 2018.

Источник:

Плюсы и минусы государственной квартиры, особенности наследования

24.03.2017

Если граждане проживают на жилплощади по договорным наемным отношениям, то это – государственная квартира. А раз собственник – государство или муниципалитет, то имеются определенные особенности пользования таким имуществом.

Плюсы жилья по соцнайму

Приобрести собственность достаточно трудно из-за ее дороговизны. Но зная свои права и представляя собой одну из категорий, находящейся под защитой государства, можно получить бесплатно государственную квартиру. Исходя из условий проживания, можно выделить следующие преимущества наемной квартиры перед собственным жильем:

  1. Не нужно платить налог на имущество. Это очень экономит семейный бюджет, так как платеж рассчитывается, исходя из рыночной стоимости подобного жилья. А с течением времени квадратные метры, как правило, дорожают.
  2. Капитальный ремонт осуществляется за счет бюджетных средств. Жильцу в случае необходимости осуществления работ нужно оставить заявку в организацию ЖКХ и ждать устранения неисправностей. Если граждане самостоятельно сделали ремонт, то они могут потребовать возместить расходы за счет бюджета. Через суд дело обычно выигрывается.
  3. Можно получить улучшенные условия жизни за счет государства. Например, может быть представлена новая жилплощадь, удовлетворяющая всем нормам проживания. Одновременно в учет берется минимальный норматив квадратных метров (в каждом отдельном субъекте по-разному). Кроме прочего, имеется полная гарантия предоставления жилья гражданам, у которых государственная квартира потеряна по каким-либо форс-мажорным обстоятельствам (например, вследствие пожара или взрыва).
  4. Предоставляется возможность в любое время при жизни нанимателя перевести государственную собственность в частную путем приватизации. Тем более, что срок этой процедуры неограничен.
  5. Практически нулевая вероятность «нарваться» на квартирных аферистов. Никаких действий с таким жильем без согласия наймодателя осуществлять нельзя.

Минусы государственного жилья

К недостаткам квартиры, находящейся в пользовании проживающими лицами, можно отнести:

  1. Запрещен любой вариант отчуждения жилья, как продажа, дарение, обмен. Хотя последнее иногда можно провести, если другая сторона обмена – такой же наниматель, и муниципалитет дал на сделку согласие. Сдать в аренду такую площадь можно, но потребуется разрешение управляющей компании.
  2. После смерти последнего прописанного гражданина представленная площадь переходит государству. В последующем она может быть представлена другому нуждающемуся лицу.
  3. Есть вероятность лишиться квартиры, если постоянно нарушать свои обязанности по уплате коммунальных платежей и содержанию жилья в пригодном состоянии. Кроме того, жалобы соседей также могут посодействовать выселению.

Получатели государственного жилья имеют право перевести в собственность такую квартиру после выполнения некоторых условий. Например, жилье сиротам может быть приватизировано по истечении 5 лет после получения.

Полное владение квартирой позволит распоряжаться имуществом по своему желанию. Но сроки приватизации отменены, и не все спешат осуществить такой перевод, так как плюсов гораздо больше.

Особенности наследования муниципальных квадратов

Правила наследования, предусмотренные законодательством, относятся только к собственности наследодателя. Следовательно, государственная квартира объектом передачи преемникам не является.

Чтобы оставить жилье наследникам, лучше осуществить приватизацию при жизни нанимателя. Но случаи бывают разные. Поэтому одним из вариантов передачи государственного жилья преемникам является составление завещания с распоряжением приватизации имущества. Родственникам нужно будет обратиться в суд для переоформления жилья на себя, а затем оформить права собственности.

Источник:

Достоинства и недостатки различных форм собситвенности

Введение………………………………………………………………………………………………………….

1) Сущность собственности и её роль в экономике……………………………………………

1.1.  Государственная собственность. Достоинства и недостатки……………………….

1.2.  Муниципальная собственность. Достоинства и недостатки………………………..

1.3.  Частная собственность. Достоинства и недостатки…………………………………….

1.4.  Общественная собственность. Достоинства и недостатки…………………………..

2) Разгосударствление и огосударствление. Мировой опыт и практика………………

Заключение………………………………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………………………..

Введение

Проблема собственности одна из самых дискуссионных в экономической теории и социально острых в жизни общества. Собственность – это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной литературе можно встретить самые 

разнообразные трактовки сущности собственности.

Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических отношений в обществе. С ними связаны действенные стимулы экономической и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы 

и методы хозяйствования.

  • Цель данной курсовой работы состоит в исследовании собственности как экономической категории, влияющей на социально-экономические отношения в обществе, а так же изучение роли достоинств и недостатков различных форм собственности в рыночной экономике.
  • Предметом исследования является государственная, муниципальная, частная и общественная собственности, ее место и роль в рыночной системе хозяйствования.
  • Необходимость рассмотрения данной проблемы заключается в выявлении и изучении существующих барьеров, которые мешают нормальному и эффективному функционированию и управлению государственной, муниципальной, частной и общественной собственностью в России.
  • 1. Сущность собственности и её роль в экономике

В самом общем виде собственность можно определить как отношения 

между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.

Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению 

к присвоению потребительских благ.

Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения 

людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных 

государственных органов).

Любая национальная экономика включает в себя три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров 

на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения 

и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере 

организации производства на микро- и макроэкономическом уровне.

Собственность характеризует отношения человека к вещи как к своей или чужой — это отношение в современных обществах закреплено законом. С экономической 

точки зрения собственность представляет собой не просто отношения людей к вещам, а отношения между людьми по поводу вещей.

Собственность предстаёт, как объективно-субъективное отношение. Объекты собственности — это блага, субъекты собственности — это люди, относящиеся к её объектам, как к своим или чужим. Тем самым отношение собственности рождает целый ряд прав, которыми обладают собственники.

Особое значение имеют права владения, пользования, распоряжение и присвоение.

Прежде всего собственность 
предполагает право владения объектом собственности, что означает признание другими людьми (общество) того или иного субъекта владельцем какого-то объекта собственности. Владение объектом собственности может быть активным и пассивным. Вещью можно владеть, но не пользоваться.

Источник: https://narobraz.ru/tovary-i-uslugi/osnovnye-plyusy-i-minusy-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html

Достоинства и недостатки государственной собственности

Минусы государственной собственности

Государственная собственность отличается от других форм тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государства, как института власти. Государство является распорядителем имущества, а управляют производством назначенные им руководителем.

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом.

Поэтому государство, как реальный собственник, назначает своих представителей на руководство тем или иным предприятием. Затем строго спрашивает с них за использование госсобственности в интересах всего общества.

Совладельцы государственной собственности, в лице непосредственных работников, не обладали единоличными правами на использование ресурсов.

Личные интересы не признавались достаточными для распоряжения ресурсами. То есть, смотрите, что получалось? Государство назначало своих руководителей для налаживания работы предприятий.

А те, с свою очередь, требовали от имени государства отличного труда от работников, являющихся сособственниками производства.

И таким образом, каждый (и директор, и инженер, и рабочие) вынуждены были блюсти прежде всего общественные интересы. А потом уже коллективные и личные интересы.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Производство, обмен, распределение продукции, цены на нее, инвестиции, заработная плата, прибыли и убытки – все это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам.

Планомерное производство и командная экономика, построенные на основе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Государственная собственность в странах социализма, которая в конституциях этих стран считалась общественной, имела и множество недостатков (рис. 2).

Среди них можно выделить такие, как появление и воспроизводство дефицитов в товарах и услугах, административные методы управления, финансовая диктатура государства, слабые стимулы к высокопроизводительному труду, диктат производителей над потребителями, безынициативность и безответственность работников, низкий уровень жизни людей по сравнению с развитыми странами мира. Все это и привело в итоге к замене государственной собственности и командной экономики на различные формы частной собственности.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.

В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач.

Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры. Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства.

Централизация собственности в рамках государства была основой относительно равномерного распределения материальных благ среди членов общества.

Источник: https://studopedia.ru/4_150505_dostoinstva-i-nedostatki-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Плюсы и минусы приватизации

Минусы государственной собственности

Экономическая наука занимается изучением хозяйственных систем различных уровней организации. Одним из важнейших предметов изучения является экономика отдельного государства или национальная экономика.

Она представляет собой сложную структуру, состоящую из социальных, хозяйственных, организационно – технических, научных, технологических элементов. При этом вся система национального хозяйства обладает общим экономическим эффектом, возникающим на основе вышеперечисленных составляющих.

Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относят, финансовый, товарный, рынок услуг, капитала, труда и так далее.

Для более полного представления о работе системы, а так же для выработки методов и принципов управления и отслеживания процессов в ней, производят деление на подсистемы:

  • межстрановая занимается вопросами взаимодействия с иностранными контрагентами;
  • федеральная рассматривает процессы на макроэкономическом уровне в рамках государства;
  • региональная устанавливает взаимосвязи между отдельными областями;
  • внутрирегиональная рассматривает экономику внутри субъекта.

Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, основные данные о ее состоянии формируются на макроэкономическом уровне. Обычно, они сопоставляются с аналогичными показателями других стран, в целях выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.

Теоретические основы национальной экономки решают следующие задачи:

  • установление взаимосвязей и повторяющихся событий на основе экономических законов;
  • определение темпов и объемов воспроизводства;
  • исследование типа устройства национальной экономики и ее сопоставление с мировым и международным опытом;
  • разработка необходимы мер и мероприятий по улучшению общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
  • реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
  • изучение социально – экономических процессов, их сопоставление с прошлыми периодами;
  • определение факторов и степени их воздействия на систему;
  • проведение анализа и оценки текущего состояния экономики.

Понятие приватизации

Этапы экономического развития мирового сообщества во многом определяют действующие хозяйствующие модели на национальном уровне. Командно – административная форма экономики существовала в той или иной степени в различных странах мира. Она предполагала государственную монополию практически на все сферы хозяйственной жизни, либо высокую долю государственного сектора в экономике.

Политические, экономические, социальные изменения в обществе привели к устареванию данной модели хозяйственных отношений. Многие страны произвели переход от государственных форм собственности к частной. Такой шаг повышал уровень конкуренции среди различных сфер народного хозяйства, что в конечном итоге способствовало экономическому росту всей национальной хозяйственной системы в целом.

Определение 1

Приватизация представляет собой процесс передачи или продажи государственной собственности в частные руки. То есть, часть государственного имущества различного уровня собственности передается негосударственным организациям или частным лицам.

Стоит отметить, что понятие разгосударствления несколько отличается от приватизации. Разгосударствление является более глобальным процессом, включающим в себя:

  • ликвидацию государственной монополии;
  • переход к смешанной модели экономических отношений;
  • децентрализацию национального хозяйства;
  • минимизация роли государства в управлении экономикой.

Получается, что приватизация представляет собой лишь элемент явления разгосударствления. При этом последнее может иметь различные формы, методы и меры реализации основной цели. Существует реприватизация, которая ведет к возвращению собственности частным владельцам. Ранее эта собственность была национализирована.

Замечание 1

Бурный этап приватизации начался после распада социалистического лагеря. Здесь практически сто процентов экономики страны находилось в руках государства. Новые требования мирового хозяйства требовали мер по адаптации национальных экономик. В странах, где существовал капитализм, так же наблюдались процессы по передаче государственной собственности или ее части в частные руки.

Рассмотрим итоги приватизации в России. Для этого необходимо обозначить, какие задачи стояли перед ней, на первоначальном этапе. Переход от административно – командной модели экономических отношений к рыночной в нашей стране произошел достаточно быстро. Такой эффект называется «шоковой терапией».

Приватизация была направлена на решение ряда задач, а именно, повышение уровня конкуренции, а значит производительности предприятий, а так же качества продукции и услуг. Государство стремилось к уменьшению собственных расходов и формированию бюджета за счет налоговых поступлений от частного сектора.

Приватизация должна была ликвидировать монополии, способствовать росту инвестиций и накоплению капитала. С социальной точки зрения, она давала возможности для поднятия общего уровня благосостояния населения страны. Так же, приватизация должна была поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса.

Изначально, продажа государственного имущества велась по заниженным ценам. Большую долю выкупили люди приближенные к государственному аппарату, что послужило формированию крупных корпораций и монополий в определенных секторах экономики. Основной формой собственности стали акционерные общества, которые дали начало накоплению капитала в руках небольшой группы людей.

При этом не был сформирован средний бизнес, который является фундаментом успешной рыночной экономики. Произошло еще более глубокое расслоение населения по доходам, повысилась социальная напряженность. На макроэкономическом уровне снизился темп экономического роста, объем ВВП на душу населения резко упал.

Больше всего пострадала бюджетная сфера и социальная инфраструктура.

Замечание 2

Однако, положительными итогами приватизации в России можно назвать преодоление товарного дефицита, укрепление национальной валюты, начали формироваться рыночные отношения и конкурентная среда.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_funkcii_privatizacii/plyusy_i_minusy_privatizacii/

Основные плюсы и минусы государственной собственности

Минусы государственной собственности

Государственная собственность — это имущество, в том числе активы и средства производства, принадлежащие государству частично или полностью. Государственная собственность может осуществляться на национальном, региональном, местном или муниципальном уровнях управления или может относиться к негосударственной общественной собственности, принадлежащей автономным предприятиям.

Национализация — это процесс передачи частных или муниципальных активов центральному правительству или государственному субъекту.

Муниципализация — это процесс передачи частного или государственного имущества муниципальной власти.

Чем отличается общественная собственность от государственной

Существует различия между государственной собственностью и общественной собственностью. К первой относятся активы, которыми управляет конкретное государственное учреждение или ветвь власти, например, исследовательская лаборатория. Ко второй относит активы и ресурсы, которые доступны для общего пользования, например, общественный парк.

Государственное предприятие

В рыночной экономике государственными активами часто управляют, как акционерной корпорацией. В этом случае государство обладает контрольным пакетом акций компании. Эта форма часто упоминается в экономике под названием — государственное предприятие.

Предприятия данного типа могут по-разному функционировать, например, как некоммерческая корпорация, которая не нацелена на прибыль. Правительство может также использовать прибыльные компании, которыми оно владеет, для поддержки общего бюджета страны. Создание предприятия данного вида из других форм государственной собственности называется «корпоратизацией».

В экономике советского типа государственная собственность была доминирующей формой промышленности. Государство владело монополией на землю и природные ресурсы, а предприятия работали в рамках правовой системы номинально плановой экономики и, следовательно, имели другие критерии, чем предприятия в рыночной и смешанной экономике.

Плюсы государственной собственности

  • Возможность для страны с помощью больших госкомпаний оказывать воздействие на ситуацию в финансовом и экономическом секторе без ненужной нагрузки на бюджет государства.
  • Централизация внутренних ресурсов страны для инвестиций на определение направления развития, которые должны гарантировать необходимые экономические структурные сдвиги и демпфирование рыночных провалов правительства.
  • Увеличения предсказуемости и устойчивости хозяйственных отношений, сокращения транзакционных расходов, расширения горизонтов планирования на уровне компании, рост конкурентной стабильности за счёт контроля над долями в частном секторе рынка.
  • Возможность достижения в случае слияния более мелких хозяйственных компаний в одну большую государственную структуру эффекта масштаба деятельности (увеличение выпускаемой продукции и уменьшение расходов на этом, коллективное использование каналов сбыта, диверсификация и централизация снабжения, переназначение заказов, временный манёвр незанятыми резервами, использование денежных ресурсов).
  • Увеличение финансовых возможностей субъекта за счёт государства (например, доступ к внешнему финансовому вливанию с помощью банков или фондового рынка, возможность работы с большими кредиторами и инвесторами, повышение капитализации, более диверсифицированный и обширный потенциал для ипотечных операций, репутация заёмщика с более низкими рисками и вероятность получить благополучный кредитный рейтинг).
  • Государство также может способствовать развитию отраслей, которые «считаются экономически желательными и они, в противном случае не развивались бы за счёт частных инвестиций». Например, когда «новые» отрасли испытывают трудности с привлечением инвестиций из частного сектора (возможно, из-за того, что производимый товар требует очень рискованных инвестиций или существуют побочные эффекты), правительство может помочь этим отраслям попасть на рынок с положительным экономическим эффектом.
  • Госкомпании также часто используются в областях, где правительство хочет взимать дополнительную плату с пользователей, но оно считает, что политически невыгодно открыто вводить новое налогообложение.

Минусы государственной собственности

  • Работа любого государственного субъекта несёт опасность, так как может снизиться эффективности после превышения определённого лимита. Мировая экономика выдела очень много примеров, когда корпорации в приватном секторе со временем лишались гибкости, стремления к инновациям, в случае госкомпании эти риски увеличиваются многократно.
  • С управленческой точки зрения, государство недостаточно хорошо и не столь эффективно осуществляет контроль над руководством предприятий, благодаря чему создаются условия для коррупции.
  • Общественно-политическое вмешательство со стороны государственных органов может убедить руководство компании изменить политику предприятия на выполнение некоммерческих проблем, которые увеличивают расходы.
  • Естественная связь с государственными органами, позволяет рассчитывать на бюджетную или другую поддержку правительства (банковские кредиты или госзаказы), содействуют мягким бюджетным ограничениям, устраняют угрозу поглощения или банкротства, не способствуют увеличению конкурентных условий на рынке для различных компаний.
  • Негативное отношение работников к труду — еще одна проблема, связанная с государственными предприятиями. Такое отношение к работе, которое широко проявляется на государственных предприятиях, является одной из основных причин того, что многие из этих предприятий не преуспевают.
  • Если госкомпания несёт финансовые убытки, правительство должно предоставить субсидии для покрытия таких убытков. И поэтому увеличивается вероятность того, что руководство таких компаний будет не заинтересовано в профицитном бюджете.
  • Государственные корпорации дороги в обслуживании и эксплуатации. Они также могут участвовать в антиобщественных действиях, таких как завышения цен для потребителей.

Источник: https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-gosudarstvennoj-sobstvennosti/

Частное или государственное? Какая форма собственности более эффективная

Минусы государственной собственности

Тренд на передачу госпредприятий в частные руки существует давно. Это связано с сокращением прямого вмешательства государства в регулирование экономики при усилении косвенного воздействия. «АиФ-Алтай» узнал мнение экспертов и действующих барнаульских бизнесменов, какая форма собственности, государственная или частная, на их взгляд является наиболее эффективной.

Олег Новиков, Группа компаний «Грана»:

«Работая уже более 23 лет в аграрном секторе, и исходя из своей личной практики, могу сказать, государственные хозяйства — не жизнеспособны. Сегодня в сельскохозяйственном производстве я не знаю эффективных и успешных примеров развития государственных форм собственности.

Частная собственность, как правило, оказывается более эффективной, конечно, при условии, что государство оказывается поддержку в виде дотаций на сельхозпродукцию — растениеводческую и животноводческую.

Это обеспечивает круглогодичную занятость населения, бесперебойность сельхозпроизводства, уплату налогов в бюджеты всех уровней — словом, основа сельской жизни.

Если говорить на примере нашей компании, а мы находимся в степном, не самом благополучном для аграрного сектора районе — Хабарском, даже в этих условиях наше хозяйство развивается успешно. Мы вкладываем большие средства в развитие, и это, в первую очередь, потому, что у всего этого есть хозяин. А государственное, по-простому говоря, значит, ничьё.

У частников люди более замотивированы. Например, у нас в разное время года при производстве мяса, молока, зерна приходится несколько раз менять формы материальной заинтересованности. Вот так оперативно и адресно государство не может управлять людьми и совхозами. Это более громоздкая машина.

Какая роль должна быть сейчас у государства при регулировании рынка? Это льготное кредитование. Кроме того, рынок рынком, но всё равно должны быть определённые планы от государства — сколько чего выращивать.

Это позволит обеспечить необходимые запасы и даст аграрием гарантии, что их продукт будет реализован.

Также государство может регулировать минимальные цены на зерно, используя уже не административные, а рыночные механизмы».

«Практика жизни в ведущих странах мира показывает, что частная собственность более эффективна.

Потому что предприниматель чуть ли не кровно заинтересован в увеличении прибыли и стремится развивать предприятие, в отличие от руководителя госпредприятия.

Но есть и обратная сторона медали — иногда государство должно присутствовать в некоторых отраслях экономики, которые заведомо не могут давать прибыли, но они важны стратегически или как средство занятости людей.

Нет ничего плохого в том, что государство передаёт часть госпредприятий в частные руки.

Но тут важен контроль и накладывание некоторых ограничений на нового собственника, имеются в виду определённые обременения — социальные, экологические и прочие, от которых частник в погоне за прибылью может попытаться избавиться, как от затратных и не нужных.

Поэтому если принимать решения по какому-то предприятию, нужно понимать, какие социальные последствия будут от этого, реальные возможности для развития лица, который выкупает госпредприятие и его чёткий план».

Валерий Абронов, глава КФХ «Наука»:

«Частная собственность доказала свои преимущества. Я за обе формы собственности, не надо их противопоставлять друг другу. Государственные предприятия тоже вполне эффективно работают, тому есть примеры и у нас в крае. Я считаю, всё зависит от объекта и руководства, которое ставит задачи. Люди на любом предприятии будут хорошо выполнять свою работу, если они достаточно заинтересованы.

Все говорят, что частники могут лучше мотивировать рабочих, но это не так, у нас и в советское время, когда хозяйства были государственными, была прекрасная мотивация — люди должны были показать результаты работы и выполнить план, чтобы получить, скажем, 13-ую зарплату. Это было очень эффективно.

Я получал три тысячи за год, а потом ещё пять за эффективность — это такое рвение давало! Конечно, раньше было другое отношение к работе. Молодёжь сейчас совсем другая, им надо всё и сразу. Но профессионально они очень слабые. Народ недоучен, это большая проблема.

Взять наше предприятие, я пенсионер, кто придёт мне на смену? У меня все замы такие же пенсионеры… »

Николай Долженко, исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула:

«Есть такие виды деятельности, которые должны быть государственными или частно-государственными, например, пассажирские перевозки. Взять, к примеру, нашу ситуацию — частный малоподвижный состав зарабатывает на перевозках, а автобусы большой вместимости — нет.

Потому что на них переложили так называемые социальные маршруты — пригород, где почти нет пассажиропотока, а транспорт всё равно должен ходить. Вот представьте, удалённый посёлок, из которого в день по 20 человек ездят, а автобус должен ходить постоянно.

Такие маршруты убыточны, но социально необходимы».

Александр Беляев, руководитель консалтинговой компании «Эль-Консул»:

«На мой взгляд, эффективность использования активов не зависит от формы собственности в такой степени, как сейчас это муссируется. А зависит от таланта управленцев, которые распоряжаются активом.

Также эффективность может зависеть от занимаемых предприятием ниш и состояния рынка — растёт он или падает. Если рынок в стагнации, тут даже у гениальных руководителей будет падать эффективность.

В таких ситуациях нужно искать уже способы переформатировать структуру предприятия». ».

Дмитрий Ширнин, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Модест»:

«Приведу такое сравнение: есть маленькая рыбка, а есть кит. Кому быстрее повернуться и подстроиться под динамику рынка? Конечно, маленькой рыбке. Так и частному предприятию.

Государство — это кит, который очень-очень долго реагирует на какие-либо изменения.

Но нужно понимать, что в настоящее время конкуренция на рынке реализации нашей продукции очень высока, поэтому длительные задержки могут носить отрицательный характер».

Источник: https://news.rambler.ru/other/42854410-chastnoe-ili-gosudarstvennoe-kakaya-forma-sobstvennosti-bolee-effektivnaya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.