Нормативно правовое регулирование деятельности предприятия

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ – Международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

Нормативно правовое регулирование деятельности предприятия
1 Вишневецкая В.О. 1 Агафонова М.С. 1 1 Филиал «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» Предметом данной статьи являются нормативно-правовые акты регулирующие деятельность предприятия.

Поэтому основной задачей данной статьи является: изучение понятия нормативно-правовых актов и рассмотрение их классификаций по содержанию, по юридической силе, по характеру и объему действия и субъектам которые их издают. Нормативные акты в экономике предприятия различаются по уровню и виду органа, издавшего акт.

В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. Каждое предприятие несет ответственность в случае нарушения ими действующего законодательства.

Существуют уголовная, материальная и гражданская формы ответственности. 1. Агафонова М.С. Скуридина И.Ю. , Проблемы формирования промышленных предприятий в России // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4 . – стр. 139-139; 2. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2003. — 592 с.
3. Горфинкеля В.Я., ШвандараВ.А.Экономика предприятия.

Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с. 4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права 3 изд. перераб. и доп.— М.:Омега-Л, 2008.- 384 стр.
5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельностиУчебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.-92 с.

Введение

 Нормативноправовые акты являются наиболее актуальной и  исследованной в отечественном правоведении формой права. Была изучена природа нормативно-правовых актов, свойства, которые способствовали их выделению из системы права и их признаки. Эффективность существования нормативно правовых актов заключается в их иерархичности и системности.

Нормативно правовой акт один из главных источников права в современном государстве. В нем выражаются правовые нормы, регулирующиеинтересы и потребности общества.

Нормативно-правовые актызакрепляют нормы, которые учитывают интересы большинства или меньшинства, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. [4]

К нормативно правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов . Особенностинормативно правовых актов:Во-первых, с их помощью достигается наиболее полное и истинное выражение юридических норм .

Во-вторых, усложнение общественной жизни, рост темпов общественного совершенствованияприводят к повышению роли нормативных актов в системе юридических источников права. В-третьих, нормативный правовой актможет быть оперативно издан и изменен в любой части, что позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы.

В-четвертых, нормативные правовые акты можно систематизировать и кодифицировать, что позволит легко осуществить поиск необходимого акта для его реализации.[2] Классификация нормативно-правовых актов производится по разнымоснованиям: по содержанию;по юридической силе;  по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим.

По содержанию нормативно правовые акты делятся на:акты  содержащие нормы только одной отрасли права и акты имеющие комплексный характер,  включающие нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.

По юридической силе нормативно правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.

По объему и характеру нормативно правовые акты делятся: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;на акты ограниченного действия, которые распространяются на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;на акты исключительного (чрезвычайного) действия. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на законы, подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера. Закон принимается высшим представительным органом государства в особенномпорядке.Он обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее значимые общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; обнародование. Принятие закона в результате референдума предусматривается Законом о референдуме;законы не подлежат контролю со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью.

Ведущее и определяющее положение законов заключается в верховенстве закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вмешиваться в сферу законодательного регулирования. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы определяют государственный и общественный строй, а также правовое положение личности и организаций. Обыкновенные законы принимаются в соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты- это правотворческие акты, основанные на законе и не противоречащие ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, нежелизаконы, они опираются на юридическую силу законов и не могут противостоять им.

Подзаконные акты уточняютглавные положения законов применительно к своеобразию разных общественных интересов.По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные актыобладают  общей властью и действуютна всех лиц в рамках определенной территории. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти.

Местные подзаконные актыобладают представительной и исполнительной властью на местах и издаютсяместными органамисамоуправления. Действие этих актов ограничено подчиненной им территорией.

Ведомственные нормативно правовые актыобладают общим действиеми распространяются на ограниченную сферу общественных отношений.
Внутриорганизационные подзаконные издаются разными организациями для упорядочение своих внутренних вопросов и распространяются на всех сотрудников организаций. [5] Степень юридической силы нормативно-правовых актов различна, но степень обязательности содержащихся в них норм одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий предпринимательства в нашей стране. [1]

Экономика предприятия регулируется большим количеством нормативных актов.Все они различаются по уровню и типу органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Самой большой группой источников права, регулирующих экономику предприятия, являются акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления, регулирующих вопросы финансов в пределах определенной отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Существуют общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, исключение составляют случаи, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, отличающиесягражданского законодательства, то применяются правила международного договора.

Существует множество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия. Формально их можно разделить на четыре группы.

Первая группа определяет внутренние отношения — порядок управления, организации труда и учреждения субъекта предпринимательской деятельности; Вторая группа регулирует отношения по вертикали — субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Третья группа определяет отношения по диагонали — субъектов предпринимательства с банками и иными кредитными организациями; Четвертая группа регулирует отношения по горизонтали — субъектов предпринимательства с партнерами по экономической деятельности, в том числе с поставщиками, покупателями и т.д.

Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средствпо всей территории России, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Государственная, муниципальная и частная формы собственностизащищаются и признаются равным образом. Иметь землю в частной собственности разрешено только российским гражданам и их объединениям.

Также установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, поддержка и совершенствованиечестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии. [3]

Предприниматели несут юридическую, гражданскую,дисциплинарную, материальную,административную,уголовную ответственность.

Юридическая ответственность,представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать отрицательные последствия при неисполнении ими установленных законов и обязательств.

Гражданская ответственность, представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей и обязательств.

Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица  или государства установленных договором или законом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.

Материальная ответственность устанавливается  в соответствии с трудовым правом. Она бывает двух видов: ограниченная ,в пределах 1/3 среднего месячного заработка и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Существуют такие  взыскания как: замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций устанавливается за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Уголовная ответственность возникает  при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности.

Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 “Преступления в сфере экономической деятельности”.

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. [5]

Заключение

Изучив теоретические основы нормативно – правовых актов регулирующих деятельность предприятия,можно сделать вывод, что регулирование деятельности предприятия нормативно-правовыми актами является важным аспектом существования организации.

Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие элементы.

Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, а основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации.

Библиографическая ссылка

Вишневецкая В.О., Агафонова М.С. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 09.03.2021).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11795

Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия

Нормативно правовое регулирование деятельности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия 3

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 10

3. Особенности работы экономической службы предприятия 17

4 Приложения 22

Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект – Плюс» является юридическим лицом и руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.

Компания не осуществляет видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Рассмотрим общие положения Гражданского кодекса РФ. Об обществах с ограниченной ответственностью прописано в Главе 4. Юридические лица, части 4.Общества с ограниченной ответственностью, Статьи 87-94.

В статье 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью, объясняется, что является обществом с ограниченной ответственностью и основные положения о его участниках, в которых прописаны их долевые обязанности. Согласно данной статье полное название данной компании: Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект –Плюс».

Правовые обязанности участников общества, и основные правовые положения данного общества прописаны в Гражданском кодексе и в законе об обществах с ограниченной ответственностью.[1] В соответствие статьей 88. Участники общества с ограниченной ответственностью число участников данного обществе не превышает предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Данное общество с ограниченной ответственностью учреждено одним лицом состоит из одного лица – Саблина А.А. – владельца данного общества.

Согласно статье 89 учредительным документом данного общества является Устав.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками, или как в данном случае, из единоличного внесения единственного владельца..

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.[2]

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Высший орган управления данного общества с ограниченной ответственностью является его единоличный владелец Саблин А.А.

Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Он обладает следующими правами:

1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.[3]

Переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью, если это не запрещено уставом общества.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью.

Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, допускаются только с согласия остальных участников общества.

Отказ в согласии на переход доли влечет за собой обязанность общества выплатить указанным лицам ее действительную стоимость или выдать им в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

Переход доли участника общества с ограниченной ответственностью к другому лицу влечет за собой прекращение его участия в обществе.[4]

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

При выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества ему должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале общества или выдано в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.[5] Теперь рассмотрим Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Данный Федеральный закон уточняет права и обязанности общества с ограниченной ответственностью , которые изложены в Гражданском кодексе РФ: определяет его ответственность, фирменное наименование общества и его место нахождения, порядок открытия филиалов и представительств общества, права и обязанности участников общества и порядок исключения участников из общества.

В соответствии с Федеральным законом, так как учредителем является одно лицо, то решение об учреждении общества определяет размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя. Общество должно иметь учредительный документ – Устав. Устав общества содержит:

· полное и сокращенное фирменное наименование общества;

· сведения о месте нахождения общества;

· сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством ;

· сведения о размере уставного капитала общества;

· права и обязанности участников общества;

· сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

· сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

· сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

· иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.[6]

Размер уставного капитала общества 40000 рублей. Согласно закону размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Высшим органом управления обществом является его владелец. Единоличный исполнительный орган общества – генеральный директор. Так как Саблин А.А. является единоличным владельцем данного общества, он является генеральным директором.

В Федеральном законе «Об ООО» рассматривается порядок реорганизации и ликвидации общества. В соответствии с законом, число участников общества не должно превышать 50, иначе оно должно быть преобразовано в акционерное общество.

Еще одним видом регулирования деятельности предприятия являются инструкции и положения.

Рассмотрим сначала некоторые инструкции компании.

Должностная инструкция прописывает правила пользования сотрудниками персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ), рекомендации к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ: требования безопасности.

Инструкция приема товаров. В ней рассматриваются должностные обязанности работника при приеме товаров.

В своей деятельности персонал руководствуется инструкцией по определению требований клиента. В ней содержатся пункты, в которых рассматриваются основные правила по взаимодействию сотрудников и клиентов.

Также в компании действует инструкция инструкция по первичной обработке обращений

В компании существует перечень нормативных документов по управлению персоналом, организации деятельности, должностных инструкций.

Положение о персонале содержит общие положения по управлению персоналом в компании; основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала; порядок оформления трудовых отношений; основные права и обязанности персонала; основные права и обязанности руководства компании; рабочее время и время отдыха; оплата труда; социальные гарантии, предоставляемые персоналу компании; повышение квалификации персонала; меры дисциплинарного воздействия.

Положение по подбору персонала регламентирует основные требования к потенциальным сотрудникам компании.

Положение по обучению и развитию персонала компании. В его состав входит: стратегическая цель развития персонала компании; порядок подготовки и проведения обучения.

Мы рассмотрели все документы, которыми руководствуется компания в своей деятельности.

Источник: https://lektsii.org/7-62085.html

Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций

Нормативно правовое регулирование деятельности предприятия

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Свиридов A.B.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье рассмотрены вопросы правового регушрования деятельности коммерческих организаций и выявлены некоторые недостатки, связанные с регушрованием расходов и финансового результата в действующем законодательстве.

Согласно статье 50 Гражданского кодекса РФ коммерческими организациями являются юридические лица, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» [1].

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами создания коммерческих организаций являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Правовое положение обществ, права и обязанности участников (акционеров), порядок их создания, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Таким образом, любая коммерческая организация, в частности, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, должна стремиться к увеличению собственного капитала, который формируется из уставного капитала, добавочного капитала и чистой (нераспределенной) прибыли организаций.

Уставный капитал формируется за счет взносов участников (акционеров) общества при его учреждении. Уставный капитал определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом.

Помимо этого уставный капитал вновь образованного юридического лица, внесенный денежными средствами, как правило, является ее «стартовым» капиталом, от размера которого напрямую зависит срок обеспечения необходимых условий для осуществления уставной деятельности организации [4, 5].

Поэтому чем больше размер уставного капитала в организации, тем больше доверия данная организация вызывает у ее деловых партнеров.

* Кафедра «Управление проектами и программами».

Добавочный капитал организации формируется в следующих случаях:

– в результате размещения акций акционерных обществ по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

– при внесении вкладов в имущество обществ с ограниченной ответственностью их участниками в порядке, предусмотренном уставом данных обществ;

– при дооценке основных средств организаций до рыночной цены (прирост стоимости внеоборотных активов).

Чистая прибыль – результат хозяйственной деятельности организации (финансовый результат) в конкретном отчетном периоде за минусом уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей.

Накопленная чистая прибыль с начала деятельности организации именуется нераспределенной прибылью.

Собственный капитал, как правило, признается чистыми активами общества.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержден приказом Минфина РФ и ФКЦБ от 29 января 2003 г. № 10н, 03-6/пз.

Согласно разъяснениям Минфина РФ, учитывая, что порядок расчета стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью не установлен, для расчета размера чистых активов ООО может использоваться Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ [7].

Чистая прибыль (либо отрицательный финансовый результат – убыток) оказывает постоянное влияние на величину собственного капитала обществ.

Получение стабильной прибыли свидетельствует об устойчивом финансовом положении организации и способности выдерживать налоговые нагрузки.

Поэтому в последнее время налоговые органы незамедлительно реагируют на случаи отрицательного финансового результата (убытка) налогоплательщиков – юридических лиц.

Контрольная функция налоговых органов направлена на исключение случаев регулирования финансового результата путем необоснованного завышения расходов либо сокрытия доходов недобросовестными налогоплательщиками.

На повышение эффективности работы хозяйственных обществ направлены и законодательные акты Российской Федерации.

Так, согласно статье 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

«3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации» [4].

Более жесткие меры применяются к акционерным обществам. Так, статьей 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ) предусмотрено следующее:

«4. Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

5. Раздел о состоянии чистых активов общества должен содержать:

1. показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

2. результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

3. перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала.

6.

Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1. об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

2. о ликвидацииобщества» [5].

В особых случаях предусмотрена обязанность обществ публиковать информацию о снижении чистых активов и, как следствие, возможность досрочного востребования задолженности кредиторами обществ (пункты 7-12 статьи 35).

Однако наряду с ужесточением мер к убыточным организациям, несовершенство отдельных законодательных норм позволяет налогоплательщикам извлекать личную выгоду и минимизировать налоговую нагрузку, в частности, уклоняться от уплаты налога на прибыль, не нарушая Закон.

Согласно статье 132 Трудового Кодекса РФ «Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается» [2].

Налоговым Кодексом РФ размер заработной платы также не ограничен (статья 255 НК РФ). Любые выплаты в пользу работника, предусмотренные трудовым (коллективным) договором, признаются обоснованными (экономически оправданными) [3].

Данное обстоятельство позволяет организациям нести расходы по оплате труда, не соизмеряя их с финансовыми возможностями – независимо от того, «покроют» предстоящие доходы понесенные расходы или нет.

Как правило, данную возможность используют руководящие работники (учредители), не заинтересованные в прибыльной и продолжительной деятельности юридического лица.

Источником выплат на оплату труда работников убыточных организаций (как правило, высокий уровень заработной платы имеют руководящие сотрудники) являются, в частности, либо заемные средства, либо средства кредиторов (кредиторская задолженность перед поставщиками товаров и услуг, авансы покупателей товаров и услуг), обязательства перед которыми своевременно не выполняются.

Полное отсутствие контроля со стороны государства за размером средств, направляемых коммерческими организациям на оплату труда, приводит к:

– значительному превышению темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда (валового дохода) в отдельных организациях;

– парадоксальному явлению, когда в убыточных организациях имеет место более высокая заработная плата сотрудников.

Кроме того необоснованному росту расходов на оплату труда также способствуют принципы определения базы для начисления страховых взносов в пенсионных фонд РФ и иных страховых платежей.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» признана утратившей силу глава 24 «Единый социальный налог» Налогового Кодекса РФ, согласно которой налогоплательщики уплачивали ЕСН по регрессивной ставке, начиная с дохода в сумме 280 тыс. руб. [6]:

Таблица 1

Налоговая База на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного Медицинского страхования Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 руб. 20,0 процента 2,9 процента 1,1 процента 2,0 процента 26,0 процента

От 280001 руб. до 600000 руб. 56000 руб. + 7,9 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 8120 руб. + 1,0 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 3080 рублей + 0,6 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 280000 руб.

Свыше 600000 руб. 81280 руб. + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 руб. 11320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104800 руб. + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 руб.

Предусматривая такие условия для исчисления ЕСН (наряду с применением единой налоговой ставки на доходы с налогов физических лиц в размере 13 %) законодатель стимулировал налогоплательщика к тому, чтобы заработная плата выплачивалась работникам официально (без применения «конвертов»).

Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ начисление страховых взносов прекращается при достижении дохода каждого работника нарастающим итогом с начала года в сумме 415 тыс. руб. [6].

Таким образом, при достижении дохода в указанной сумме полностью исчезает зависимость между величиной оплаты труда и страховыми взносами в социальные фонды – источник социальных гарантий и пенсионного обеспечения российских граждан.

В таких условиях убыточные организации имеют дополнительную возможность необоснованно повышать расходы на оплату труда без дополнительных расходов.

Необходимость регулирования расходов на оплату труда в зависимости от валовых доходов актуальна и для обществ, работающих рентабельно (регулярно получающих прибыль).

Зачастую необоснованно высокие расходы на оплату труда достигаются за счет экономии на расходах, связанных с ремонтом и модернизацией основных средств, обеспечением техники безопасности, проведением природоохранных и иных политически и социально значимых мероприятий.

Таким образом, разработка на государственном уровне механизма обеспечения сбалансированных расходов коммерческих организаций является объективной необходимостью.

В частности, нормирование расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли позволит повысить стимулирующую роль заработной платы – заинтересованность организаций в безубыточной деятельности при экономически сбалансированных расходах.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-kommercheskih-organizatsiy

Нормативно- правовое регулирование деятельности организации

Нормативно правовое регулирование деятельности предприятия

В настоящее время деятельность любой организации регулируется множеством нормативных документов, принимаемых Правительством Российской Федерации.

Все законодательные акты можно подразделить на следующие группы: законодательные акты (законы), принимаемые (Федеральным собранием РФ, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства финансов РФ, нормативные акты других министерств и ведомств.

Деятельность торговых предприятий также регулируется множеством нормативных актов. Ниже будут представлены основные из них.

Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений [1].

Согласно ст.

48 части 1 Гражданского Кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

В свою очередь 2 часть Гражданского Кодекса РФ регулирует общие положения о купле- продаже товаров. Работ и услуг, дает понятие договоров купли-продажи, обязанности продавца и покупателя при передаче и приемке товаров и др.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумма (цену).

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей о уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Согласно ст.

8 части 1 Налогового кодекса РФ под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3].

Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно ст.

53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерений налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом [3].

Согласно ст.

55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Вторая часть Налогового Кодекса определяет виды налогов, сроки и порядок их исчисления. Например, глава 21- определяет порядок уплаты налога на добавленную стоимость, глава 22- акцизы, глава 25- налога на прибыль и т.д.

Глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ определяет состав и структуру доходов и расходов организаций для целей налогообложения прибыли.

Согласно ст.

249 к доходам в целях настоящей главы относятся:

1. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее- доходы от реализации).

2. внереализационные доходы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст.250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 настоящего Кодекса- убытки), осуществленные понесенные) налогоплательщиком.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» принят Государственной Думой РФ 23.02.96 г., утвержден Советом Федерации и Президентом РФ.

Закон регулирует основные положения бухгалтерского учета в РФ: объекты, задачи, понятия в учете, его сферу действия, порядок регулирования, организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации регистров бухгалтерского учета, проведение инвентаризации, оценку имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления, порядок хранения документов бухгалтерского учета [9].

Особую группу нормативных документов Министерства финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам (разделам) бухгалтерского учета образуют стандарты (положения по бухгалтерскому учету ПБУ), которые разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98г. №60н. данный стандарт включает четыре раздела: общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики, изменение учетной политики [9].

Положение включает 11 разделов: общие положения, определения, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности, публичность бухгалтерской отчетности, промежуточная бухгалтерская отчетность.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №32н [9].

Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99г. №33н [9].

Стандарт включает пять разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции ОАО «Свердловэнергоремонт» утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Анализ финансового состояния предприятия предполагает, что в качестве источника информации выступает бухгалтерская отчетность. Поэтому мы проводим анализ финансовой устойчивости и платежеспособности на основе формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ на базе баланса дает нам возможность построить аналитические финансовые таблицы; в составе имущества выделить собственную и заемную часть, сделать выводы по полученным данным, предложить мероприятия по повышению финансового состояния.

Источник: https://studopedia.ru/22_32272_normativno--pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-organizatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.