О предоставлении статуса беженца

Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-I

О предоставлении статуса беженца

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г.

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Президент Российской ФедерацииБ. Ельцин

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

N 4528-I

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения.

В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания.

Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

Источник: https://base.garant.ru/10105682/

Условия получения убежища. Что говорит закон?

О предоставлении статуса беженца
Закон об Убежище

Про то, что существует возможность любому человеку получить международную защиту в другой стране многие слышали. И если начать искать информацию в интернете, то скорее всего вы наткнетесь на какие-либо форумы, сайты “агентств-помогал”, статьи журналистов и прочее.

Но нужно понимать, что эта процедура имеет четкие формулировки в законе, который разрабатывают законодательные органы каждой страны. Поэтому полезно, прежде всего, изучить именно соответствующий закон той страны в которой вы намереваетесь получить статус беженца.

И на самом деле, там всё довольно доступно, подробно, понятно и что самое главное, достоверно, в отличие от сомнительного контента на форумах.

Как правило, в большинстве стран, “Закон об убежище” можно найти в электронном виде на официальном сайте миграционной службы, будет он, естественно, на государственном языке. Основные принципы этого закона о всех странах одинаковы. Для примера я приведу переведенные на русский язык ключевые статьи закона одного из государств Евросоюза.

Статья 37. Условия предоставления статуса беженца.

(1) Гражданин третьей страны, который обоснованно боится преследования по признаку своей расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится за пределами государства, гражданином которого он является, и не может подать заявление на получение статуса беженца. Или лицо без гражданства, которое по тем же причинам не может или не желает вернуться в свою страну прежнего обычного проживания и на которое не распространяются положения статьи 45 настоящего Закона .

(2) Лицо не имеет права на получение статуса беженца, если он или она является гражданином более чем одной страны и без уважительной причины не пользуется правовой защитой в одной из стран его или ее гражданства. Страна гражданства человека – это каждая страна, гражданином которой он является.

(3) При применении части первой настоящего раздела устанавливается связь между причинами преследования, указанными в части первой статьи 39 настоящего Закона, и актами преследования, указанными в статье 38 настоящего Закона, или отсутствием защиты от таких действий.

(4) Решение о предоставлении статуса беженца распространяется также на несовершеннолетнего ребенка, который родился после того, как его отца или матери был предоставлен статус беженца в соответствии с этим законом, если его родители не потеряли статус присвоенное или его родители не забрали в соответствии с разделом 55 . и 56 условий.

Статья 38. Концепция преследования

(1) Для целей части первой статьи 37 настоящего Закона преследование признается следующим :

1) деяния, которые по своему характеру или частоте являются достаточно серьезными, чтобы привести к серьезному нарушению основных прав человека;

2) несколько актов, в том числе ряд нарушений прав человека, которые являются достаточно серьезными, чтобы воздействовать на человека таким же образом, как это указано в пункте 1 части первой настоящей статьи.

(2) Упомянутые в части первой настоящей статьи действия могут быть следующими:

1) физическое или психическое насилие, включая сексуальное насилие;

2) правовые и административные меры или меры, принятые полицией или судебной системой, которые сами по себе являются дискриминационными или применяются дискриминационным образом;

3) несоразмерное или дискриминационное преследование или несоразмерное или дискриминационное наказание;

4) отказ в правовом возмещении, приводящий к несоразмерному или дискриминационному наказанию;

5) судебное преследование или наказание за отказ от прохождения военной службы во время конфликта, если выполнение военной службы будет включать преступление или действия, охватываемые пунктами 3, 4 и 5 части первой статьи 45 настоящего Закона ;

6) действия определенного характера по отношению к сексу или несовершеннолетним.

Статья 39. Причины преследования

(1) При оценке причин преследования должностное лицо, уполномоченное руководителем Управления, учитывает:

1) раса, цвет кожи, происхождение или принадлежность к определенной этнической группе;

2) религиозная принадлежность, участие в официальном частном или публичном богослужении, выражение его или ее других религиозных действий или убеждений или личное или групповое поведение, основанное на религиозных убеждениях;

3) национальность, которая может также принимать форму членства в группе на основе ее культурной, этнической или языковой принадлежности, общего географического или политического происхождения или отношений с населением другой страны;

4) принадлежность к определенной социальной группе, которая соответствует одной из следующих характеристик:

а) члены группы имеют общие врожденные характеристики или общее происхождение, которые нельзя изменить, или имеют общие характеристики или убеждения, которые настолько важны для личности или сознания человека, что их нельзя заставить отречься, и эта группа имеет особую идентичность в стране; воспринимается окружающим сообществом как разные,

б) в зависимости от обстоятельств в стране происхождения, определенная социальная группа может считаться определенной социальной группой в той стране, где распространена определенная сексуальная ориентация;

5) политические взгляды или мнения относительно предполагаемых преследователей, упомянутых в статье 42 настоящего Закона, и их политики, независимо от того, действовал ли проситель убежища в соответствии со своими взглядами.

(2) Фактическая раса, религия, национальность или принадлежность к определенной социальной или политической группе не имеет значения для оценки того, насколько уместен страх преследования лица, ищущего убежища, если только не применяются преследователи, упомянутые в разделе 42 настоящего Закона. упомянутым выше лицам, ищущим убежища.

Статья 40 Условия предоставления альтернативного статуса

(1) Гражданин третьей страны или лицо без гражданства, которое не имеет права на получение статуса беженца в соответствии с частью первой статьи 37 настоящего Закона и которое не подпадает под действие положений статьи 46 настоящего Закона , может подать заявку на альтернативный статус, если может серьезно пострадать в стране и по этой причине не может или не желает принять защиту этой страны.

(2) Лицо не имеет права на альтернативный статус, если он или она является гражданином нескольких стран и без уважительной причины не требует правовой защиты в одной из стран его или ее гражданства.

(3) Решение об альтернативном статусе также относится и к несовершеннолетнему ребенку, который родился после того, как его отца или матери был предоставлен альтернативный статус в соответствии с настоящим законом, если его родители не потеряли статус присвоенное или его родители не забрали в соответствии с разделом 57 и 58 условий.

Статья 41. Концепция серьезной травмы

Серьезный вред для целей настоящего Закона:

1) наложение или возможное исполнение смертной казни на просителя убежища;

2) пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение с лицом, ищущим убежища, или наказание бесчеловечного или унижающего достоинство человека;

3) Серьезные и индивидуальные угрозы жизни или здоровью гражданского населения из-за широко распространенного насилия в международных или внутренних вооруженных конфликтах.

Статья 42. Преследователи или исполнители серьезного вреда

Преследователями могут быть:

1) страна происхождения;

2) партии или организации в стране происхождения, которые контролируют эту страну или значительную часть ее территории;

3) группы или лица страны происхождения, если может быть доказано, что страна происхождения, ее стороны или организации или международные организации не могут или не желают обеспечивать защиту от преследования или серьезного вреда, как это определено в статье 43 настоящего Закона .

Статья 43. Предоставление защиты

(1) При принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении статуса беженца должностное лицо, уполномоченное руководителем ведомства, оценивает возможность защиты в стране происхождения. Защита может быть обеспечена только:

1. страна происхождения;

2) партии или организации в стране происхождения, включая международные организации, которые контролируют эту страну или значительную часть ее территории.

(2) Защита эффективна, если она эффективна и неограничена во времени, а страна происхождения, ее стороны или организации или международные организации готовы и способны принять меры по предотвращению преследований или серьезного вреда, включая поддержание эффективной правовой системы для обнаружения преследования или нанесения серьезного вреда, а также преследования и наказания за такие действия, а также в тех случаях, когда такая защита предоставляется просителю убежища.

Статья 44. Необходимость защиты человека во время пребывания в стране.

Если лицо находится в Стране, законной причиной его обоснованного страха преследования или возможного серьезного вреда может быть:

1) события, происходящие в стране происхождения лица, ищущего убежища, после того, как он покинул эту страну;

2) действия, которыми занимался проситель убежища с момента его выезда из страны происхождения, в частности, если установлено, что такие действия, основанные на страхе, продолжаются и подтверждают убежденность или ориентацию лица в стране происхождения.

Статья 45. Случаи, когда статус беженца не предоставляется

(1) Статус беженца не предоставляется, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

1) лицо получает защиту или помощь от других органов Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Если такая защита или помощь прекращается по какой-либо причине, и ее положение конкретно не определено в резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, применяются положения настоящего Закона;

2) компетентные органы Государства признали, что лицо имеет права и обязанности, приписываемые гражданам Государства или их эквивалентные права или обязанности;

3) он или она совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, как это определено в международных документах;

4) до прибытия в Государство лицо совершило преступление, которое не имеет политического характера и которое согласно Закону Государства признано особо тяжким преступлением;

5) лицо действовало против целей и принципов Организации Объединенных Наций;

6) есть основания полагать, что данное лицо представляет угрозу национальной безопасности;

7) лицо, осужденное судом Государства за совершение особо тяжкого преступления, представляет угрозу для общества.

(2) Абзацы первый, пункты 3, 4 и 5 настоящего раздела распространяются также на лиц, которые подстрекают к указанным преступлениям или действиям или иным образом участвуют в совершении или содействии указанным преступлениям или действиям.

Статья 46 Случаи, когда альтернативный статус не предоставляется

(1) Альтернативный статус не предоставляется, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

1) он или она совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, как это определено в международных документах;

2) лицо совершило преступление, которое согласно законодательству Государства признается тяжким или особо тяжким преступлением;

3) лицо действовало против целей и принципов Организации Объединенных Наций;

4) есть основания полагать, что данное лицо представляет угрозу для национальной безопасности или общественного порядка и безопасности;

5) лицо до въезда в Государство совершило преступление, за которое он или она были бы лишены свободы в случае совершения преступления в Государстве и покинуло свою страну происхождения исключительно с целью избежать наказания.

(2) Пункты 1, 2, 3 и 4 части первой настоящей статьи распространяются также на лиц, которые подстрекают или начинают совершать указанные преступления или действия.

Статья 47 Возможность защиты в стране происхождения

Лицу, ищущему убежища, не предоставляется статус беженца или альтернативный статус, если страх преследования в какой-либо части его страны происхождения не оправдан или нет риска причинения серьезного вреда или имеется защита от преследования или серьезного вреда, упомянутая в статье 43, и часть страны, которая будет допущена к ней и, как можно разумно ожидать, будет проживать там.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ea5d834007c871a159020b2/usloviia-polucheniia-ubejisca-chto-govorit-zakon-5ebd10b25724961d92522f58

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.