Правовое регулирование организации

Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций

Правовое регулирование организации

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Свиридов A.B.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье рассмотрены вопросы правового регушрования деятельности коммерческих организаций и выявлены некоторые недостатки, связанные с регушрованием расходов и финансового результата в действующем законодательстве.

Согласно статье 50 Гражданского кодекса РФ коммерческими организациями являются юридические лица, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» [1].

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами создания коммерческих организаций являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Правовое положение обществ, права и обязанности участников (акционеров), порядок их создания, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Таким образом, любая коммерческая организация, в частности, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, должна стремиться к увеличению собственного капитала, который формируется из уставного капитала, добавочного капитала и чистой (нераспределенной) прибыли организаций.

Уставный капитал формируется за счет взносов участников (акционеров) общества при его учреждении. Уставный капитал определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом.

Помимо этого уставный капитал вновь образованного юридического лица, внесенный денежными средствами, как правило, является ее «стартовым» капиталом, от размера которого напрямую зависит срок обеспечения необходимых условий для осуществления уставной деятельности организации [4, 5].

Поэтому чем больше размер уставного капитала в организации, тем больше доверия данная организация вызывает у ее деловых партнеров.

* Кафедра «Управление проектами и программами».

Добавочный капитал организации формируется в следующих случаях:

– в результате размещения акций акционерных обществ по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

– при внесении вкладов в имущество обществ с ограниченной ответственностью их участниками в порядке, предусмотренном уставом данных обществ;

– при дооценке основных средств организаций до рыночной цены (прирост стоимости внеоборотных активов).

Чистая прибыль – результат хозяйственной деятельности организации (финансовый результат) в конкретном отчетном периоде за минусом уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей.

Накопленная чистая прибыль с начала деятельности организации именуется нераспределенной прибылью.

Собственный капитал, как правило, признается чистыми активами общества.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержден приказом Минфина РФ и ФКЦБ от 29 января 2003 г. № 10н, 03-6/пз.

Согласно разъяснениям Минфина РФ, учитывая, что порядок расчета стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью не установлен, для расчета размера чистых активов ООО может использоваться Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ [7].

Чистая прибыль (либо отрицательный финансовый результат – убыток) оказывает постоянное влияние на величину собственного капитала обществ.

Получение стабильной прибыли свидетельствует об устойчивом финансовом положении организации и способности выдерживать налоговые нагрузки.

Поэтому в последнее время налоговые органы незамедлительно реагируют на случаи отрицательного финансового результата (убытка) налогоплательщиков – юридических лиц.

Контрольная функция налоговых органов направлена на исключение случаев регулирования финансового результата путем необоснованного завышения расходов либо сокрытия доходов недобросовестными налогоплательщиками.

На повышение эффективности работы хозяйственных обществ направлены и законодательные акты Российской Федерации.

Так, согласно статье 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

«3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации» [4].

Более жесткие меры применяются к акционерным обществам. Так, статьей 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ) предусмотрено следующее:

«4. Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

5. Раздел о состоянии чистых активов общества должен содержать:

1. показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

2. результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

3. перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала.

6.

Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1. об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

2. о ликвидацииобщества» [5].

В особых случаях предусмотрена обязанность обществ публиковать информацию о снижении чистых активов и, как следствие, возможность досрочного востребования задолженности кредиторами обществ (пункты 7-12 статьи 35).

Однако наряду с ужесточением мер к убыточным организациям, несовершенство отдельных законодательных норм позволяет налогоплательщикам извлекать личную выгоду и минимизировать налоговую нагрузку, в частности, уклоняться от уплаты налога на прибыль, не нарушая Закон.

Согласно статье 132 Трудового Кодекса РФ «Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается» [2].

Налоговым Кодексом РФ размер заработной платы также не ограничен (статья 255 НК РФ). Любые выплаты в пользу работника, предусмотренные трудовым (коллективным) договором, признаются обоснованными (экономически оправданными) [3].

Данное обстоятельство позволяет организациям нести расходы по оплате труда, не соизмеряя их с финансовыми возможностями – независимо от того, «покроют» предстоящие доходы понесенные расходы или нет.

Как правило, данную возможность используют руководящие работники (учредители), не заинтересованные в прибыльной и продолжительной деятельности юридического лица.

Источником выплат на оплату труда работников убыточных организаций (как правило, высокий уровень заработной платы имеют руководящие сотрудники) являются, в частности, либо заемные средства, либо средства кредиторов (кредиторская задолженность перед поставщиками товаров и услуг, авансы покупателей товаров и услуг), обязательства перед которыми своевременно не выполняются.

Полное отсутствие контроля со стороны государства за размером средств, направляемых коммерческими организациям на оплату труда, приводит к:

– значительному превышению темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда (валового дохода) в отдельных организациях;

– парадоксальному явлению, когда в убыточных организациях имеет место более высокая заработная плата сотрудников.

Кроме того необоснованному росту расходов на оплату труда также способствуют принципы определения базы для начисления страховых взносов в пенсионных фонд РФ и иных страховых платежей.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» признана утратившей силу глава 24 «Единый социальный налог» Налогового Кодекса РФ, согласно которой налогоплательщики уплачивали ЕСН по регрессивной ставке, начиная с дохода в сумме 280 тыс. руб. [6]:

Таблица 1

Налоговая База на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного Медицинского страхования Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 руб. 20,0 процента 2,9 процента 1,1 процента 2,0 процента 26,0 процента

От 280001 руб. до 600000 руб. 56000 руб. + 7,9 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 8120 руб. + 1,0 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 3080 рублей + 0,6 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 руб. 72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 280000 руб.

Свыше 600000 руб. 81280 руб. + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 руб. 11320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104800 руб. + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 руб.

Предусматривая такие условия для исчисления ЕСН (наряду с применением единой налоговой ставки на доходы с налогов физических лиц в размере 13 %) законодатель стимулировал налогоплательщика к тому, чтобы заработная плата выплачивалась работникам официально (без применения «конвертов»).

Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ начисление страховых взносов прекращается при достижении дохода каждого работника нарастающим итогом с начала года в сумме 415 тыс. руб. [6].

Таким образом, при достижении дохода в указанной сумме полностью исчезает зависимость между величиной оплаты труда и страховыми взносами в социальные фонды – источник социальных гарантий и пенсионного обеспечения российских граждан.

В таких условиях убыточные организации имеют дополнительную возможность необоснованно повышать расходы на оплату труда без дополнительных расходов.

Необходимость регулирования расходов на оплату труда в зависимости от валовых доходов актуальна и для обществ, работающих рентабельно (регулярно получающих прибыль).

Зачастую необоснованно высокие расходы на оплату труда достигаются за счет экономии на расходах, связанных с ремонтом и модернизацией основных средств, обеспечением техники безопасности, проведением природоохранных и иных политически и социально значимых мероприятий.

Таким образом, разработка на государственном уровне механизма обеспечения сбалансированных расходов коммерческих организаций является объективной необходимостью.

В частности, нормирование расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли позволит повысить стимулирующую роль заработной платы – заинтересованность организаций в безубыточной деятельности при экономически сбалансированных расходах.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-kommercheskih-organizatsiy

Нормативно- правовое регулирование деятельности организации

Правовое регулирование организации

В настоящее время деятельность любой организации регулируется множеством нормативных документов, принимаемых Правительством Российской Федерации.

Все законодательные акты можно подразделить на следующие группы: законодательные акты (законы), принимаемые (Федеральным собранием РФ, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства финансов РФ, нормативные акты других министерств и ведомств.

Деятельность торговых предприятий также регулируется множеством нормативных актов. Ниже будут представлены основные из них.

Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений [1].

Согласно ст.

48 части 1 Гражданского Кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

В свою очередь 2 часть Гражданского Кодекса РФ регулирует общие положения о купле- продаже товаров. Работ и услуг, дает понятие договоров купли-продажи, обязанности продавца и покупателя при передаче и приемке товаров и др.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумма (цену).

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей о уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Согласно ст.

8 части 1 Налогового кодекса РФ под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3].

Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно ст.

53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерений налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом [3].

Согласно ст.

55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Вторая часть Налогового Кодекса определяет виды налогов, сроки и порядок их исчисления. Например, глава 21- определяет порядок уплаты налога на добавленную стоимость, глава 22- акцизы, глава 25- налога на прибыль и т.д.

Глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ определяет состав и структуру доходов и расходов организаций для целей налогообложения прибыли.

Согласно ст.

249 к доходам в целях настоящей главы относятся:

1. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее- доходы от реализации).

2. внереализационные доходы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст.250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 настоящего Кодекса- убытки), осуществленные понесенные) налогоплательщиком.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» принят Государственной Думой РФ 23.02.96 г., утвержден Советом Федерации и Президентом РФ.

Закон регулирует основные положения бухгалтерского учета в РФ: объекты, задачи, понятия в учете, его сферу действия, порядок регулирования, организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации регистров бухгалтерского учета, проведение инвентаризации, оценку имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления, порядок хранения документов бухгалтерского учета [9].

Особую группу нормативных документов Министерства финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам (разделам) бухгалтерского учета образуют стандарты (положения по бухгалтерскому учету ПБУ), которые разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98г. №60н. данный стандарт включает четыре раздела: общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики, изменение учетной политики [9].

Положение включает 11 разделов: общие положения, определения, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности, публичность бухгалтерской отчетности, промежуточная бухгалтерская отчетность.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №32н [9].

Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99г. №33н [9].

Стандарт включает пять разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции ОАО «Свердловэнергоремонт» утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Анализ финансового состояния предприятия предполагает, что в качестве источника информации выступает бухгалтерская отчетность. Поэтому мы проводим анализ финансовой устойчивости и платежеспособности на основе формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ на базе баланса дает нам возможность построить аналитические финансовые таблицы; в составе имущества выделить собственную и заемную часть, сделать выводы по полученным данным, предложить мероприятия по повышению финансового состояния.

Источник: https://studopedia.ru/22_32272_normativno--pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-organizatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.