Принципы правового регулирования

Принципы гражданско-правового регулирования

Принципы правового регулирования

Правовые принципы – основные начала, наи­более общие руководящие положения права, имеющие в силу их за­конодательного закрепления общеобязательный характер. Такие ос­новные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже инсти­тутам и субинститутам.

Значение правовых принципов:

  1. они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регули­рования (это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толко­вать и применять конкретные правовые нормы);
  2. они должны учитываться при об­наружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии (дозволительный характер гражданско-правово­го регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, кото­рые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соот­ветствуют «общим началам и смыслу гражданского законодательст­ва» – п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК).

Принципы гражданско-правового регулирования в общем виде указаны в ст. 1 ГК РФ. Они  отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономическую политику, осуществляемую государством через нормы гражданского права.

Принципы гражданско-правового регулирования:

  • недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла;
  • юридического равенства;
  • неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной;
  • свободы договора;
  • добросовестности;
  • диспозитивности;
  • беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • запрета злоупотребления правом;
  • всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредст­венное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяй­ственную деятельность участников имущественных отношений — то­варовладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешатель­ство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможно­сти признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).

Принцип юридического равенства характеризует правовое положе­ние (статус) участников гражданских правоотношений. Они не име­ют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, да­же если в этом качестве выступает публично-правовое образование.

Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможно­стями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов това­рообмена (товаровладельцев).

Это равенство исходного гражданско-правового положения субъектов, которое заключается в следующем:

  1. все участники гражданских правоотношений наделяются гражданской правоспособностью как определенной мерой социальных возможностей в сфере применения гражданского права (могут иметь на праве собственности или ином вещном праве определенное имущество, имеют право участвовать в гражданском обороте, совершать сделки, заключать договоры и т.д.);
  2.  все граждане обладают совершенно одинаковой правоспособностью в сфере гражданского права;
  3. правоспособность юридических лиц включает в себя необходимый объем правовых возможностей, которые позволяют им выступать полноправными субъектами в отношениях собственности и гражданского оборота.

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из назван­ного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участни­кам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые га­рантии гражданам-потребителям.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной, означает обеспечение собственникам возможности исполь­зовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в исполь­зовании.

Очевидно фундаментальное значение данного принципа для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях.

Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенса­цией.

Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъ­ятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности как не­обоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переде­лов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев.

Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имуществен­ного оборота.

Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого пуб­личного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.

Таким образом, принцип неприкосновенности собственности обусловливает необходимость существования в гражданском праве институтов, обеспечивающих защиту любого права собственности от каких-либо посягательств.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъ­екты гражданского права свободны в заключении договора, т.е.

  1. в выборе контрагента;
  2. в определении условий своего соглашения;
  3. в выбо­ре той или иной «модели» договорных связей (ст. 421 ГК).

По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Вместе с тем действие этого принципа подвергается определенным ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность от­каза коммерческой организации от заключения договора с потреби­телем (п. 3 ст.

426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах.

Таким образом, свободу договора не следует понимать как нечто абсолютное и безграничное: она имеет свою меру, устанавливаемую государством и диктуемую существующими социально-экономическими условиями, интересами и потребностями.

Принцип добросовестности означает, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. В соответствии с этим принципом стороны должны не допускать обмана контрагента в активной (путем сообщения неверной информации) или пассивной (путем сокрытия необходимых сведений) формах.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возмож­ность участников регулируемых отношений самостоятельно, по сво­ему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать ва­рианты соответствующего поведения.

Так, они в подавляющем боль­шинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной за­щитой своих прав или нет и т.д.

При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК).

Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов граж­данского оборота в достижении своих целей.

Ее оборотной сторо­ной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было осо­бой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных пос­ледствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.). Зада­ча государства в частных отношениях — установить четкие и непро­тиворечивые «правила игры», исключающие заведомую недобросо­вестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответст­вии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав пред­полагает устранение всяких необоснованных помех в развитии граж­данского оборота. Никто не может препятствовать другому лицу осуществлять его гражданские права, либо использовать юридическую возможность требовать устранения препятствий к осуществлению своего права (восстановления нарушенного права).

Он конкретизируется, в частности, в свободе пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.

Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необхо­димые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет моно­полизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бю­рократических препятствий в осуществлении права на защиту своих ин­тересов, например, для ограничения случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.

Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключает­ся безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав.

Право всегда имеет опре­деленные границы как по содержанию, так и по способам осущест­вления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъ­емлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право пре­вращается в свою противоположность — произвол.

Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, однако не противоречащие за­кону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК).

Собственник земли или иных природных ресур­сов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК).

Аналогичные ог­раничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в дру­гих подотраслях гражданского права. Данный принцип лежит и в ос­нове объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в це­лом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования.

В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, таки к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказы­вающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов.

Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

Перечисленные общеотраслевые принципы в силу их прямого за­конодательного закрепления в ГК имеют общеобязательный характер, определяя содержание и применение всех норм российского частного права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-grazhdansko-pravovogo-regulirovaniya

Принципы правового регулирования как средство обеспечения беспробельности права

Принципы правового регулирования

2.2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПРОБЕЛЬНОСТИ ПРАВА

Панченко Владислав Юрьевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры теории государства и права. Место работы: Сибирский федеральный университет. E-mail: panchenkovlad@mail.ru

Аннотация: В статье обосновываются выводы об беспробельности права в целом, применимости понятия «пробел в праве» только к отсутствию конкретной правовой нормы для регулирования конкретных ситуаций, о наличии такой функции принципов права как обеспечение беспробельности права, и достаточности в некоторых сферах «принципного регулирования».

Ключевые слова: пробелы в праве, молчание закона, принципы права, правовые средства.

PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION AS PROVISION OF LAW INTEGRITY

Panchenko Vladislav Yurievich, PhD in Law. Position: associate professor at state and law theory chair. Place of employment: Siberian Federal University. E-mail: panchenkovlad@mail.ru

Annotation: In this article the author substantiates that the law has no gaps and the whole concept of “law gaps” should be used to describe a certain absence of legal regulation. Also the author discusses such a function of legal principles as provision of law integrity (no gaps in the law) and sufficiency of regulation by the principles in certain areas.

Keywords: gaps in the law, “silence” of the law, principles of law, legal means.

Проблема существования пробелов в праве и средствах решения юридических дел при их наличии для юриспруденции не нова, она – спутник правовой практики всех стран и всех эпох, поскольку потребности и интересы людей всегда опережают существующее в конкретный исторический момент нормативноправовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений и позитивное право неизбежно отличается от реальной жизни1, а больший или меньший удельный вес ситуаций прямо не предусмотренных конкретными правовыми нормами – есть объективная характеристика правового регулирования.

Обратимся к конкретной ситуации принятия управленческого решения, которая сложилась при изменении типа государственного учреждения с бюджетного на автономное, в связи с чем возник вопрос, каким образом закупать товары, работы, услуги для его нужд, поскольку законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов на автономные учреждения не распространяется2; какие-либо иные

1 См.: Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск: Из-во Краснояр. гос. ун-та, 1995. С. 137.

2 В ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется учредителем. По смыслу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, кото-

рая не рассматривает автономные учреждения в качестве получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) автономные учреждения не подпадают под действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,

правовые нормы о порядке закупок автономным учреждением отсутствуют (гражданское и антимонопольное законодательство о торгах не применимо, если не закупать посредством торгов, а обязанности проводить торги не установлено).

Соответственно выбирать пришлось из двух вариантов: закупать по усмотрению должностного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени учреждения (еще раз подчеркнем, каких-либо запретов для этого не было) либо проводить торги и иные процедуры по правилам, сформулированным самим учреждением в локальном нормативном правовом акте, доведенном до сведения всех заинтересованных лиц путем опубликования на официальном сайте учреждения. «Правовое чувство» подсказывало опасность первого варианта, в итоге избран был второй, и, как показала судебная практика, выбор был обоснованным3.

В первом приближении в приведенном в сноске примере имеет место пробел в праве (нет прямых обязы-ваний проводить торги и запретов на закупки без торгов) и по общедозволительному типу регулирования («разрешено все, что прямо не запрещено») действия учреждения правомерны. Но суды основали свои акты на принципах и целях гражданского и антимонопольного законодательства – то есть на самом деле пробела в праве не было, а обязанности проводить торги были?

В советской, а затем и в российской юридической науке по вопросу о пробельности права (пробелах в праве) высказано два подхода.

Традиционным и широко транслируемым в учебной литературе (которая, прежде всего, формирует мышление юристов) является подход, согласно которому пробелы в праве распространенное, хоть и негативное

оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 1 которого не дает оснований считать автономные учреждения государственными либо муниципальными заказчиками.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-pravovogo-regulirovaniya-kak-sredstvo-obespecheniya-besprobelnosti-prava

Принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые

Принципы правового регулирования

Конструкцией всей правовой системы являются принципы права. Вся правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность ориентируется на принципы права. Поговорим подробнее о видах.

Три сферы принципов права

В зависимости от направления распространенности выделено три сферы принципов права:

  1. Межотраслевые принципы.
  2. Отраслевые принципы.
  3. Общеправовые принципы.

Полная структура принципов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Принципы права

Что же включает в себя каждый из них?

Общеправовые принципы

Данные принципы – обобщенность всех отраслей права. Рассмотрим основные из них в виде таблицы.

ПринципХарактеристика
Социальная свободаГарантии государства в свободном выборе граждан. Это касается всех социальных сфер, куда относятся:

  • профессиональная и трудовая деятельность;
  • география места жительства;
  • пользование услугами и социальными благами;
  • защита от безработицы.
СправедливостьНахождение компромисса в правоотношениях между гражданами и государством, согласно норм общепринятой морали.
Равенство перед закономЮридическое равенство подкреплено 19 статьей Конституции РФ. Оно подразумевает равноправие перед судом и законом любого субъекта правоотношений. За различия не берутся пол, национальность, религия, политические убеждения.
ГуманизмКонституционная гарантия защищать человеческое достоинство. Ни у кого нет прав совершать насильственные, унижающие, порочащие действия в отношении субъекта. Также сюда входит запрет на проведение опытов (медицинских, научных) без согласия испытуемого.
ДемократизмРегулирование механизмов непосредственного участия народа в участии управления общественными и государственными делами.
Единые права и обязанностиПраво возникает при обязанности, а обязанность в праве. То есть реализация своих прав происходит за счет инстанций, которые имеют юридическую обязанность.Например, при получении какой-либо информации.
ФедерализмПрисущ федеративным государствам, с двумя законодательными системами : федеральной и региональной.
Повинная ответственностьВозникает при нарушении, несоблюдении субъектом общепринятых норм. Деяние, рассматриваемое как вина запускает процесс юридической ответственности.
ЗаконностьВысшую юридическую силу в Российской Федерации представляет Конституция РФ. Любые законопроекты, акты, иные документы не должны противоречить и нарушать Конституцию.
Убеждение и принуждениеУбеждение – работа, связанная с информированием, обсуждением, обоснованием.Принуждение – выступает средством перевоспитания через убеждение, согласно особой процессуальной форме.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Определение 1

Общеправовые принципы права являются этико-правовым началом регулирования и социального координирования отношений.

Межотраслевые и отраслевые принципы

Определение 2

Межотраслевые принципы права характеризуют глобальные черты нескольких отраслей.

Из основных примеров таких принципов:

  • неотвратимость ответственности;
  • состязательность и гласность судопроизводства и прочие.

Определение 3

Отраслевые принципы права распространяются на какую-либо одну отрасль.

Если в межотраслевых принципах часто применяются и общепринятые, то в отраслевых более обособленное распределение.

Пример 1

Например:

  • В трудовом праве – свобода труда, материальная мотивация.
  • В земельном праве – целевое использование земельных участков.
  • В гражданском праве – равенство в имущественных отношениях.
  • В уголовном – презумпция невиновности.

Вывод 1

Регулирование отношений в обществе – целевая направленность принципов права, которая заключается в общих направлениях воздействия и обосновании решений юридических дел.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/printsipy-prava/

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и связанных с ними

Принципы правового регулирования
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и связанных с ними

Правовыми принципами называют идеи, которые лежат в основе трудовых принципов и тех отношений, которые связанны с ними непосредственно.

Правовыми принципами называют идеи, которые лежат в основе трудовых принципов и тех отношений, которые связанны с ними непосредственно. Многие из них регулируют конституционные права и свободы граждан, которые касаются труда и норм международного права.

 Согласно Конституции РФ, приоритет над национальным законодательством дается общепризнанным принципам и нормам по правам человека. Принципами регулирования трудовых отношений являются основой организации правовой структуры труда.

При этом они также отражают суть и нормы национального законодательства.

Принципы регулирования трудовых отношений

Существует несколько принципов регулирования отношений в сфере труда. А именно:

  • Запрет на принудительный труд и любые виды дискриминации. Принудительным трудом называют выполнение работы под угрозой наказания. Есть показатели, когда работник принуждается к такому труду, но по закону может от него отказаться. Это возможно, если: сроки выплаты заработной платы нарушены, или она была выплачена не в полном размере, есть угроза для жизни и здоровья сотрудника, в особенности, отсутствие безопасных условий труда, которые должен быть обеспечить работодатель или работа выполняется в условиях чрезвычайных обстоятельств.
  • Право на выбор труда, включая право свободного выбора профессии и рода деятельности.
  • Оказание помощи в трудоустройстве и защита от безработицы. Государство берет на себя обязательства оказывать бесплатное содействие в поиске работы, в ее выборе и помощь по трудоустройству. В случае, если гражданина признают безработным, ему полагается пособие. Когда граждане проходят переподготовку профессионального характера, им полагается стипендия.
  • Обеспечение равенства в правах и возможностях всем сотрудникам.
  • Обеспечение прав каждого гражданина на защиту всех его прав.
  • Наличие права на забастовку и решение коллективных споров.
  • Право на обязательное социальное страхование каждого сотрудника. 

К принципам регулирования трудовых отношений относится также право работника на получение достойных условий труда, куда входит обеспечение правил личной гигиены, требований безопасности, право на ежегодный отпуск.

Основные принципы трудовых отношений включают и обеспечение сотрудника своевременной выплатой заработной платы, которая должна быть не ниже установленного законом минимума.

Свобода труда и право на заработную плату. Защита своих прав

Принципы трудовых отношений включают свободу труда,  которая может проявляться в различных формах. Суть ее состоит в том, что каждый гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, вступать в трудовые взаимоотношения с выбранным им работодателем либо вообще не работать. Это является правом.

Свобода труда реализовывается путем оформления трудового договора, согласно которому гражданину определяется его трудовая функция и вид деятельности на рабочем месте. Свобода трудового договора реализуется не только тогда, когда он заключается. Она доступна также и на стадии расторжения, если это произошло по желанию сотрудника.

Выплата заработной платы не реже двух раз в месяц – это также основной принцип правового регулирования трудовых отношений.

Ее минимальные размеры устанавливаются федеральным законом, а работодатель не может выплачивать заработную плату ниже установленного государством минимума.

Каждый работодатель и работник может вступать в профессиональные союзы с целью защиты своих трудовых прав. Это основывается на статье 31 Конституции РФ, где идет речь о праве каждого на объединение, в том числе с целью защиты трудовых свобод.

Как правило, объединение происходит на основе профессиональных союзов, где работники могут защитить свои права во взаимоотношениях с работодателем, органами местного самоуправления и государственной власти.

Возмещение вреда

Принципы правового регулирования трудовых отношений являются базой контроля над выполнением работодателем своих законодательных обязанностей. Сюда относят также принцип обязательности возмещения вреда работнику, который был нанесен во время выполнения служебных обязанностей.

Это регламентируется Федеральным законом об обязательном социальном страховании и статьей 1 84 ТК РФ.  Социальное страхование является частью государственной системы защиты прав граждан. Оно предполагает предоставление обеспечения ввиду изменения материального или социального положения по причинам, от человека не зависящим. Социальное страхование подразумевает:

  • оплату медицинских расходов;
  • материальное пособие по причине временной нетрудоспособности;
  • ежемесячные пособия по уходу за ребенком до того периода, пока он не достигнет 1.5 лет;
  • выплаты по беременности и родам;
  • единовременные пособия по факту рождения ребенка;
  • пенсионные выплаты;
  • пособия по инвалидности или потере кормильца.

Кто регулирует взаимоотношения работодателя и работников

Обеспечение соблюдения прав работников регулируется системой надзора за соблюдением правил трудового законодательства. Помимо этого, трудовыми правами и их защитой занимаются профсоюзы.

Со стороны работников требуется подчинение нормам трудового распорядка, условиям трудового договора, после подписания которого это вступает в силу. Также от сотрудников требуется бережное отношение к имуществу той организации, где он работает.

Работодатель вправе требовать качественное выполнение всех прописанных в договоре обязанностей.

Если подобное со стороны работника не соблюдается, его могут привлечь к материальной и дисциплинарной ответственности. Работодатель вправе отстранить сотрудников от исполнения обязанностей согласно законодательству и предусмотренным в нем нормам.

Кроме того, основной принцип регулирования трудовых отношений обеспечивает:

  • достойный уровень оплаты труда без дискриминации;
  • право на возмещение ущерба, полученного вследствие нарушения норм охраны труда и связанного с выполнением трудовых обязанностей;
  • право каждого человека на отдых;
  • решение трудовых споров;
  • всяческое содействие профессиональному развитию гражданина, повышению уровня его квалификации;
  • обеспечение постоянного государственного контроля за правомерностью деятельности на рабочем месте;
  • право на вступление в объединения и профессиональные союзы.

Основные принципы трудового регулирования трудовых отношений – это начальные правила, которые выражают государственную волю и являются системными, стабильными и иерархичными положениями.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

правовое регулирование трудовых отнашений в внг

Федор01.02.2019 15:00

Добрый день!Личный состав войск национальной гвардии комплектуется: 1) военнослужащими – путем призыва на военную службу и путем добровольного поступления на военную службу; 2) сотрудниками – путем добровольного поступления на службу в войска национальной гвардии; 3) федеральными государственными гражданскими служащими; 4) работниками.

Трудовое законодательство в правоотношениях с участием сотрудников применяется в случаях, не урегулированных ФЗ от 03.07.2016 № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”. 

Коханов Николай Игоревич

Задать дополнительный вопрос

Алексей21.10.2019 16:03

принцип регулирования трудовых отношений и документально его подтвердить что он не обеспечен государством

Добрый день.

Попробуйте сформулировать вопрос яснее, пожалуйста.

Сайботалов Вадим Владимирович10.11.2019 15:51

Задать дополнительный вопрос

В случае с работниками применяются нормы трудового законодательства.

Федорова Любовь Петровна02.02.2019 08:23

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/osnovnye-principy-pravovogo-regulirovaniya-trudovyh-otnoshenij-i-svyazannyh-s-nimi.html

Типы и принципы правового регулирования

Принципы правового регулирования

В теории права выделяются типы правового регулирования – общедозволительный, разрешительный и дозволительно-обязывающий.[260]

Общедозволительный тип правового регулирования «основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение», что можно выразить формулой: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Однако непонятно, в чем выражено или выражается это общее дозволение, если только не считать его абстрактной установкой, скажем, общественного и государственного правосознания.

Разрешительный тип правового регулирования, также по А.Ф. Черданцеву, «основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается».

Однако столь же непонятно, в чем выражен или выражается этот общий запрет, если его также не считать абстрактной установкой того же общественного и государственного правосознания. При этом речь идет именно о типе правового регулирования, т.е.

об общем правовом регулировании как целом правовом явлении в масштабах всего государственно организованного общества, но указывается, по существу, только на отдельные виды отношений и даже случаи, в которых проявляется данный тип, т.е.

возникает подмена общего его частью, что относится к логическим ошибкам.

Дозволительно-обязывающий тип правового регулирования, по А.Ф. Черданцеву, основывается на позитивной обязанности.

Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей.

И этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам, выражаясь в формуле: дозволено только то, что предписано законом. Однако здесь также усматривается подмена общего его частью.

В целом, исходя из приведенных определений, о типах правового регулирования фактически можно говорить только применительно к отдельным предметным случаям (казуальным видам общественных отношений) правового регулирования, а не о правовом регулировании как общегосударственном явлении. Хотя в юридической литературе высказано и более категоричное суждение: «Безусловно, нет таких общественных отношений, правовое регулирование которых основывалось бы на одном типе. Так и рыночные отношения регулируются на основе как общедозволительного, так и разрешительного типа.»[261] В рассмотренных типах правового регулирования верно отражены некоторые подходы к правовому регулированию отдельно-видовых общественных отношений, которые выражены формулами-принципами: «разрешено всё, что не запрещено законом», «разрешено всё, что разрешено законом», «запрещено всё, что не разрешено законом».

Такие подходы в теории права иначе называют принципами правового регулирования.

При этом указывается, что принцип «разрешено всё, что не запрещено законом» находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права, а принцип «запрещено всё, что не разрешено законом» используется (в демократическом государстве) в сфере публичного права – регулировании отношений, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в административно-правовых, уголовно-правовых, налоговых, таможенных, процессуально-правовых и т.п. отношений.[262]

Использование данных принципов в регулировании конкретно-определенных общественных отношений (определение и осуществление необходимости и меры этого использования) связано с динамикой содержания и социально-экономических, нравственно-психологических и социально-политических условий осуществления общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

В сфере правового регулирования реализуются и иные принципы.

С учетом отмеченного триединства правового регулирования (правотворчество-правореализация-правозащита) такими принципами являются: 1) правообразующие (креативные) – научность, демократизм, справедливость, гуманность, законность, системность и др.

; 2) правоорганизующие – федерализм, законность, системность и др.; 3) правореализующие принципы – справедливость, гуманность, законность, обоснованность, мотивированность, системность, гласность, демократизм и др.

Некоторые из названных принципов -«сквозные»,т.е. скрепляющие все стадии правового регулирования и одновременно выражающими его единство (например, принципы законности и системности), а некоторые присущи только одной его (своей) стадии (например, обоснованность).

И все эти принципы совпадают с известными (и еще разрабатываемыми) в теории права общими принципами права, являясь последними, но только в своем функциональном значении в рамках всего правового регулирования. Здесь важно отметить и признать, что данные принципы призваны быть исходными, руководящими началами (в т.ч.

социально-правовыми идеями), которые должны практически определять направление и содержание правового регулирования (особенно отраслевого) во всех его стадиях, участвуя и непосредственно в нем, а не быть просто некими, как иногда думают, абстрактными идеями, благими пожеланиями, не имеющими практического значения.

Допустимо предположить, что ещё не все возможные принципы правового регулирования выявлены, отражены и признаны теорией права.

И способы, и принципы правового регулирования логически связаны с государственно-правовым режимом как составляющей правовой категории «форма государства», что предполагает исследование соотношения правового регулирования (во всех его основных проявлениях) с формой государства.

Понятие «правовое регулирование» находится в сложной, устойчивой связи с большинством понятий теории права и государства, которая имеет системный характер, образуя понятийный структурный ряд соответствующих правовых понятий (категорий) в виде своеобразных понятийных «матрешек»: одна категория входит в другую, другая – в третью и т.д. «Правовое регулирование» является наиболее общей, интегративной правовой категорией, уступая лишь таким максимально общим правовым категориям, как «государство», «право», «форма государства», «правовая система», «политическая система».

Данная логическая характеристика правового регулирования выражена в теории права следующим образом: «Категория «правовое регулирование» предстает как единство трех взаимосвязанных компонентов: правотворчества, реализации норм права и применения юридической ответственности – и тем самым охватывает все процессы, явления, характеризующие действие права в обществе.

Каждая категория основного структурного ряда (в теории права) в свою очередь образует самостоятельный структурный ряд. В него входят понятия, характеризующие (выражающие) структуру, содержание и форму явления, процесса, отображенного соответствующей правовой категорией.

Наиболее сложным и развитым оказывается структурный ряд, основанный на категории «правовое регулирование».

Образующие его категории «правотворчество», «реализация норм права» и «юридическая ответственность» закладывают основу структурных рядов, объединяющих значительную часть понятий теории права.

Так, структурный ряд «правотворчества» образуют такие категории, как «правотворческий процесс», «источники права», «система права», «система законодательства».

Структурный ряд «реализации права» состоит из понятий «толкование права», «формы реализации права», «правоотношение», «юридические факты», «правомерное поведение». Структурный ряд «юридической ответственности» включает в себя такие понятия, как «правонарушение», «государственное принуждение, «применение ответственности», в т.ч. ее принципы.[263]

Таким образом, правовое регулирование в теории права и жизнедеятельности государственно организованного общества является сложным, целенаправленным и системным явлением, связанным с целым рядом других правовых явлений.

Системность правового регулирования проявляется и в его внутренней структуре, состоящей из трех стадий.

Включение в понимание правового регулирования наличия у него своих стадий в их единстве предполагает их соответствующее выяснение.

Источник: https://studopedia.ru/4_91932_tipi-i-printsipi-pravovogo-regulirovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.