Публично правовое регулирование предпринимательской деятельности юрид лиц

Публичная организация предпринимательства: каковы пределы и методы публичной организации предпринимательства?

Публично правовое регулирование предпринимательской деятельности юрид лиц

Любая организационная деятельность есть совокупность некоего рода ограничений, вводимых ради общего блага (о чем свидетельствует, например, та же теория общественного договора). И потому основной проблемой, лейтмотивом проходящую через институт публичной организации предпринимательства, на наш взгляд, выступает проблема поиска баланса при введении тех или иных ограничений.

Установленное в статье 34 Конституции Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в данном смысле исключением не является.

Конституционно устанавливая недопустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в оставшейся части регулирование реализации и функционирования данного права очерчено лишь всем известной максимой, установленной в части 3 статьи 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отсюда, из системного толкования приведенных положений, уже на конституционном уровне мы можем указать на некоторые пределы публичной организации предпринимательства: при издании нормативно-правового акта, ограничивающего право каждого на осуществление предпринимательской деятельности, законодателем должна учитываться легитимная цель и соблюдаться критерии пропорциональности части 3 статьи 55 Конституции РФ.

Говоря об отраслевом регулировании, отметим, что первая проблема в области публичной организации предпринимательства обнаруживает себя в дефиниции «предпринимательская деятельность».

Не вдаваясь глубоко в имеющиеся дискуссии касательно дефиниции[1], отметим, что легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в пункте 1 статьи 2 ГК РФ: самостоятельная[2], осуществляемая на свой риск[3] деятельность, направленная на систематическое получение прибыли[4] от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[5].

Мы видим, что понятие «предпринимательская деятельность» двойственно и сочетает в себе частно-правовые и публично-правовые аспекты, что и предопределяет специфику правового регулирования, где проявляются два основных сектора: сфера государственного регулирования (публично-правовой аспект) и сфера договорного регулирования (частно-правовой аспект).

Поскольку предметом настоящей работы является именно публичная организация предпринимательства, сосредоточимся на ней, попутно отметив, что сегодня частно-правовые методы начинают использоваться даже в традиционно публичных сферах (требования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензирования, обеспечения безопасности продукции и производственных процессов, налогообложения)[6].

Государственное регулирование есть воздействие государства через нормативно-правовые акты, акты индивидуального регулирования, организацию контроля за соблюдением законодательства, применения мер стимулирования и ответственности.

Это всегда запреты, ограничения, обязывание к совершению определенных действий.

Широко используются такие методы государственного регулирования, как государственная регистрация, лицензирование, антимонопольное регулирование, нетарифное регулирование, техническое регулирование, организация бухгалтерского учета и отчетности, налоговое и таможенное регулирование и др.[7].

При этом, публичная организация предпринимательства – это не только государственное регулирование. Наряду с ним формой воздействия является государственный контроль за предпринимательской деятельностью.

Так, существует контроль за состоянием рынка (антимонопольный), за безопасностью и качеством производимых товаров (технический), за соблюдением регулируемых государством цен на товары (тарифный), за обеспечением защиты государственных интересов при осуществлении внешнеторговой деятельности (экспортный, валютный) и т. д.

По формам государственного контроля различают предварительный (антимонопольный за концентрацией капитала), текущий (за пожарной безопасностью) и последующий контроль (за правильным исчислением и перечислением налогов и сборов).

По результатам контрольных мероприятий к предпринимателям, нарушающим закон, применяются меры принуждения (отказ в государственной регистрации, санкции за неуплату налога и т. д.).

Меры административного принуждения предусмотрены главой 14 КоАП РФ, уголовной — главой 22 УК РФ.

При этом, государство гарантирует защиту прав предпринимателей от необоснованного вмешательства в их деятельность регулирующих, контрольных и надзорных органов[8].[9]

Методы публичной организации процессов могут быть классифицированы по разным критериям, например, методы прямого и косвенного воздействия, разновидностями которых являются административные и экономические методы[10].

Методы экономического воздействия заключаются в создании заинтересованности индивидов в нужном поведении через их потребности.

Утверждение в экономической жизни фигуры предпринимателя как хозяйствующего субъекта, способного наладить производство, осуществлять и управлять производственной деятельностью приводит к тому, что многие аспекты регулирования предпринимательских отношений меняют свою правовую природу.

Все больше полномочий предоставляется саморегулируемым организациям и самим субъектам предпринимательства. Такое взаимодействие обеспечивает устойчивость и развитие социальной системы в целом, достижение стратегических успехов[11].

Указанное достаточно очевидно, т.к. методы административного воздействия необходимы в случаях разрешения кризисных ситуаций, когда требуется обеспечить быструю и точную реализацию властной воли, но не в период мирного, поступательного развития общества.

Таким образом, сегодня реалии таковы, что в сфере предпринимательства государственное регулирование начинает конкурировать с саморегулированием и частно-правовыми методами.

Мы полагаем, что именно поиск равновесия в соотношении этих двух моделей регулирования и позволит разрешить проблему поиска баланса при введении тех или иных ограничений, установления пределов и использования конкретных методов регулирования предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах. – М., 1993.;
  2. Губин, Е. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. – М., 2004;
  3. Дедов, Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства / Д. И. Дедов. – М., 2002;
  4. Ермолова, О. Н. О понятии предпринимательской деятельности и ее правовом регулировании [Электронный ресурс] / О. Н. Ермолова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – С. 77-82 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-predprinimatelskoy-deyatelnosti-i-ee-pravovom-regulirovanii;
  5. Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. – М., 2008.

 

[1] Ермолова О.Н. О понятии предпринимательской деятельности и ее правовом регулировании. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. С. 77-82.

[2] На наш взгляд, подобное уточнение излишне, поскольку действуют общие положения пункта 2 статьи 1 ГК РФ и пункта 1 статьи 9 ГК РФ.

[3] Понятие предпринимательского риска в гражданском законодательстве не раскрыто, регулирование содержится лишь применительно к отношениям страхования.

Так, статья 929 ГК РФ содержит понятие предпринимательского риска как имущественного интереса, возможного к страхованию, под которым понимают риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч.

риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск. Однако, при наличии ответственности за нарушение обязательств неправильно называть ситуации несения убытков риском. Ожидание дохода – не юридический признак.

Предпринимательская деятельность изначально определяется как направленная на получение прибыли, неполучение которой не дискредитирует ее как предпринимательскую. Более логично в понятие «риск» включать вероятность убытков вследствие изменения условий деятельности.  Какие же убытки предпринимателя следует признавать риском? Вероятно, такие, которые угрожают утратой бизнеса либо его сокращением.

[4] Категория прибыли – не гражданско-правовая. Понятие «прибыль» установлено в ст. 247 НК РФ и применяется как результат функционирования предприятия субъекта в отчетном (налоговом) периоде. По ГК РФ лицо получает от совершенной сделки встречное предоставление – плату, цену (деньги).

Полученная плата закладывается в основу формирования прибыли, но как таковой ею не является. Более того, получение платы не гарантирует наличие прибыли в отчетном периоде, поскольку при ее формировании учитываются затраты, произведенные предпринимателем при осуществлении его деятельности.

[5]Данный признак называют формальным, однако такой подход оправдан только в том случае, если он не положен в основу определения предпринимательской деятельности.

Если же деятельность субъекта квалифицируется как предпринимательская только в том случае, когда он обладает специальным статусом предпринимателя, то такой признак является конститутивным, а не формальным. Многие авторы считают, что ст. 23 ГК РФ позволяет определять деятельность незарегистрированного субъекта как предпринимательскую.

По нашему мнению, это не так. Суд в данном случае вправе применить правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, к договорам такого лица. Решение суда не подменяет регистрацию, лишь устраняет дисбаланс в регулировании сложившихся отношений.

Гражданин впоследствии обязан пройти процедуру государственной регистрации или прекратить осуществление незаконной деятельности. Такую деятельность правильно было бы называть незаконной деятельностью в сфере экономики, а не незаконной предпринимательской деятельностью.

[6] Действительно, в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать императивные правила, в т.ч. запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений.

Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, без которой невозможен соответствующий юридический результат — возникновение юридического лица, появление, прекращение, изменение прав на недвижимость.
[7] Губин Е. 77. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2004.

[8] Дедов Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М., 2002.

[9] Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008. См. постановление Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».

[10] Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. М., 1993. С. 181.

[11] Законом о ВТД определены методы государственного регулирования указанной деятельности (ст. 12).

Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности, основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование как метод экономического воздействия.

В виде исключения применяются методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 21—24, 26, 27 Закона о ВТД).

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/11/16/publichnaya_organizaciya_predprinimatelstva_kakovy_predely_i_metody_publichnoj_organizacii_predprini_80792

Развитие публично-правового регулирования предпринимательской деятельности в современной России

Публично правовое регулирование предпринимательской деятельности юрид лиц

Н.Н. Надежин,

Белгородский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук, доцент

РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В настоящее время публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех направлениях использования административных инструментов. Первое направление связано с созданием предприятия (регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация).

Второе — с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, в формах декларирования и сертификации). Третье направление публично-правового регулирования — это контроль за оборотом продукции на рынке. Перечисленные направления регулирования реформировались поэтапно.

Цель первого этапа в 2001 году — ограничение наиболее явных форм бюрократического произвола по трем аспектам: регистрация юридических лиц, получение лицензий, контрольные проверки. Итогом первого этапа стало принятие ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1].

В нем были четко разграничены права и обязанности предпринимателей и государственных органов при регистрации. Закон направлен на установление такой системы регистрации, которая бы соответствовала своей основной функции — наполнение информационного пространства о субъектах рынка.

Было введено правило «одного окна», или подачи документов и установления ответственности за подачу недоброкачественных сведений. Отказ от предварительной правовой экспертизы документов позволил на законодательном уровне укрепить принцип добросовестности хозяйствующих субъектов.

Закон решил также проблему множественности нормативных актов, регулирующих данную сферу (их было более 50, федерального и регионального уровня). Сами предприниматели заинтересованы в тщательной проверке учредительных документов своих партнеров. Единый государственный реестр юридических лиц является открытым для всеобщего пользования.

При всей важности проблемы регистрации следует отметить, что издержки на нее относительно невелики по сравнению с другими издержками, связанными с выходом на рынок. За

последние 10 лет лицензирование превратилось в одну из крупнейших проблем для участников рынка. Количество лицензий нарастало лавинообразно, и по закону о лицензировании 1998 г. таких видов деятельности было 215, практика дробления каждого вида деятельности довела это число до 500.

Лицензирование является жестким способом государственного вмешательства в работу отраслевых рынков, и использоваться он должен в исключительных случаях. Новый ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2] значительно сократил количество лицензируемых видов деятельности и определил новый порядок получения, действия, приостановления лицензий.

Не остался без внимания контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, он осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Исходным положением для отнесения того или иного вида деятельности к лицензированию в соответствии с новым законом является невозможность регулирования его другими методами (сертификации, стандартизация, аккредитация) или потенциальная опасность бизнеса для жизни и здоровья граждан.

Важную роль сыграло принятие ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [3]. Закон призван защитить предпринимателей от произвола контролеров.

Закон формулирует основные принципы контроля, регламентирует права предпринимателей и ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение правил проверки и причинения вреда предприятию. Следует отметить ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4]. В соответствии с этим законом к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информиро-

вание клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [5] переход имущества из государственной собственности в частную осуществляется только на платной основе. Кроме того, закон подробно регламентирует порядок приватизации в зависимости от рентабельности предприятия.

Второй этап мер по дебюрократизации нацелен на поддержку формирования общественных институтов, которые обеспечат качество и безопасность на рынке. Конечно, одним из важных моментов реформы является принятие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6].

Закон изменил порядок прохождения процедур банкротства, регламентировал правовой статус арбитражных управляющих, выделил особые виды банкротств. Следующим этапом стало принятие ФЗ «О техническом регулировании» [7].

Закон посвящен отношениям, возникающим при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, оценке соответствия. Он также определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Этот закон стал единым нормативным документом, регулирующим вопросы стандартизации, сертификации, как добровольной, так и обязательной.

Третий этап мер связан с правовым регулированием отдельных видов предпринимательской деятельности. В соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [8] личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно прожинающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной

продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. Такое положение, закрепленное на законодательном уровне, дало возможность осуществлять эту деятельность без государственной регистрации.

Значительные изменения произошли в правовом регулировании деятельности естественных монополий. ФЗ «Об электроэнергетике» [9] регулирует правовые основы в сфере электроэнергетики. В частности, установлены принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики.

Этот закон реализует реформу системы естественных монополий в РФ.

В частности, создана единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Для координации в электроэнергетике создана система оперативно-диспетчерского управления. Особое

внимание закон уделяет гражданско-правовой ответственности субъектов оперативнодиспетчерского управления. Ст.

9 закона определяет, что услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети государство оказывает на возмездной договорной основе субъектам оптового рынка, что противоречит ГК РФ, который относит договор энергоснабжения к разновидностям договора купли-продажи. Закон регулирует правовые основы функционирования оптового рынка и основы организации розничных рынков.

Не остались без внимания особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике (инвестиционные проекты, ведение учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики, особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, регулирование теплоснабжения и др.).

Принятый ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [10] устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодо-

рожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. В частности, закон регулирует вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, обязательной сертификации, стандартизации и обеспечения единства измерений на железнодорожном транспорте, особое место уделено тарифному регулированию.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-publichno-pravovogo-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-rossii

Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Публично правовое регулирование предпринимательской деятельности юрид лиц

Правовое регулирование предприниматель­ской деятельности не может ограничиваться только диспозитивным методом, присущим гражданскому праву.

С одной стороны, как показал опыт многих экономически разви­тых стран, свобода рынка предполагает периодические кризисы (падение производства, расстройство фи­нансовой системы, рост безработицы), которые при отсутствии механизмов государственного контроля и защиты способны при­водить к тяжелым социальным последствиям.

С другой стороны, абсолютная экономическая свобода всегда связана со злоупо­треблениями – появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здо­ровья потребителей, возникновением мошеннических предприни­мательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан, заключением договоров на невыгодных, кабальных для экономически слабой стороны условиях, намеренным ограниче­нием и устранением свободной конкуренции – необходимой пред­посылки нормального функционирования рынка и многими други­ми. Предупреждение этих вредных явлений и устранение их нега­тивных последствий составляет задачу публичного права, прежде всего административного.

Основными направлениями публично-правового регулиро­вания в сфере предпринимательства являются:

• установление порядка государственной регистрации субъ­ектов предпринимательской деятельности – индивидуаль­ных предпринимателей и юридических лиц, т. е. процедуры приобретения ими статуса предпринимателя;

• регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности,

антимонопольное регулирование;

• регулирование отношений по стандартизации, обеспече­нию единства измерений и сертификации;

охрана предпринимательства путем установления публично-правовых санкций за правонарушения в сфере предприни­мательской деятельности.

О порядке государственной регистрации субъектов пред­принимательства речь пойдет в следующей главе. Здесь же необ­ходимо дать общую характеристику других направлений публично-правового регулирования.

Лицензирование.

Некоторыми видами деятельности, переченькоторых определяется законом, субъ­екты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии.

Лицензия – это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе пред­принимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом).

Лицен­зирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Ли­цензирующими органами являются федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

     Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст.

4 этого закона к ли­цензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным ин­тересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регули­рование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 17 данного закона содержит исчер­пывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензирова­нию'. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.

Смысл лицензирования заключается в том, что лицензиру­ющие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий).

В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений.

Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Антимонопольноерегулирование.

Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Цель предпринимательской деятельности – при­быль, но, чтобы ее получать в условиях конкурентной борьбы, пред­приниматели должны производить лучше, а продавать дешевле, чем их конкуренты.

Противоположность конкуренции – монополия (от греч. продаю один), т. е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг.

Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг).

Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает ком­плекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пре­сечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товар­ных рынков.

Данные меры составляют государственную антимо­нопольную политику и устанавливаются антимонопольным зако­нодательством, относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Основой антимонопольного законодательства является норма п. 2 ст. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, на­правленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Главным нормативным актом в системе антимонопольного законода­тельства является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация.

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окру­жающей среды, обеспечение их качества, технической и информационной совмести­мости, взаимозаменяемости.

Эти цели достигаются путем стан­дартизации, обеспечения единства измерений и сертификации.

Государственное управление в области стандартизации, обеспе­чения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

Подстандартизацией понимается установление требований к товарам (работам, услугам) в целях обеспечения их безопасности, качества, технической и информационной совместимости, взаимоза­меняемости. Обязательные требования к товарам [работам, услугам) устанавливаются государственными органами в государственных и отраслевых стандартах.

Госстандарт России в лице его специально уполномоченных должностных лиц – государственных инспекторов и иные уполномоченные государственные органы осуществляют го­сударственный контроль и надзор за соблюдением обязательных тре­бований стандартов.

Для выполнения этой функции им предоставлены властные полномочия, в том числе право налагать штрафы и запре­щать реализацию продукции в случае ее несоответствия стандартам.

Е динство измерений– это состояние измерений, при кото­ром их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Деятельность государства, направлен­ная на обеспечение единства измерений (государственный метро­логический контроль и надзор), включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эта­лонов, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату этих средств, надзор за их выпуском, состоя­нием и применением, методиками выполнения измерений, соблю­дением метрологических правил и норм и др.

Сертификация представляет собой процедуру подтвержде­ния компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных законодательством, сертификация обязательна.

Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на терри­тории Российской Федерации возможна только при наличии специ­ального документа – сертификата соответствия.

Изготовители (про­давцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сер­тификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия. Основными нор­мативными актами в данной сфере правового регулирования являют­ся: законы РФ от 10 июня 1993 г.

«О стандартизации», от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» и от 10 июня 1993 г.

«О сертификации продукции и услуг».

Иные направления публично-правового регулирования.

Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях1 предусматри­вает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом (этому виду правонарушений посвящена специальная глава КоАП РФ), так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики.

В числе других им предусмотрены такие составы, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистра­ции или без лицензии; незаконная продажа товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена; нару­шение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей; нару­шение иных прав потребителей; незаконное ограничение должност­ными лицами государственных (муниципальных) органов свободы торговли; нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.

Наиболее опасные правонарушения в области предприни­мательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие составы преступлений, как воспрепятст­вование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство (т. е.

предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий ли­цензирования в случае причинения этим крупного ущерба или из­влечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и про­дукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринима­тельство (т. е.

создание коммерческой организации без намере­ния осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ.

Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отно­шений и может воздействовать на них лишь опосредованно – путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т. д.

Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производствен­ными, а следовательно, и предпринимательскими.

Таковы основные направления публично-правового воздей­ствия на общественные отношения в сфере предпринимательства.

Следует помнить, что публичное право должно лишь защищать нормально развивающиеся экономические отношения, создавать и поддерживать необходимые для такого развития условия, а так­же принимать меры, гарантирующие безопасность реализуемых на рынке товаров, работ и услуг.

Прямое воздействие государства на производственные отношения, их жесткая правовая регламен­тация совершенно недопустимы. Регулирование самого процесса предпринимательской деятельности возможно только при помощи диспозитивного метода, присущего частному (гражданскому) праву.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпри­нимательской деятельности, частное и публичное право взаимо­действуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель – создать необходимые условия для нормального функционирования рыночного механизма и тем самым содействовать прогрессу экономического развития страны.

Источник: https://studopedia.net/10_3232_publichno-pravovoe-regulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть