Свобода частного предпринимательства входит в число

Читать

Свобода частного предпринимательства входит в число
sh: 1: –format=html: not found

Орест Муштук

Политология

© Муштук О. З., 2014

© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014

Введение

Одним из основных уроков первого двадцатилетия либерально-радикальных реформ в России (если датировать их начало рубежом 1990-х годов) заключается в доказательстве одной, в принципе довольно тривиальной (азбучной), истины: демократия – не тот строй, который можно построить по заранее сконструированной (или механически заимствованной) схеме.

И тем более в одночасье ввести по «приказу сверху» методом шоковой терапии. Демократия – это всегда продукт эволюции, а не революции. История генезиса и развития демократии в западных странах более чем убедительно свидетельствует, что ее утверждение в обществе в качестве развитой формы организации человеческого общежития – дело не одного, и даже не «500» дней.

Для этого требуются поколения.

Без чего, по определению, не бывает демократии? Прежде всего, без политически и юридически просвещенного народа.

Ибо уже по самой этимологии, демократия (в переводе с греческого – «власть народа» или «народовластие») предполагает ответственное и осознанное участие граждан в делах государства, в выборе достойных его правителей, контроле власть имущих.

«Политика как область общественной жизни предполагает минимальное осознание этой области, – пишет известный французский политолог Р. Арон. – Личности в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как осуществляется власть.

Предполагается, что индивиды, составляющие любой политический режим, знакомы с его механизмами. Западные страны не смогли бы жить в условиях той демократии, которая там существует, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует»[1].

Если же такие знания правил среди граждан отсутствуют, то, следовательно, нет и необходимого для реальной демократии качества массы. А раз нет качества массы, то нет и качества «вождей».

И вместо «участвующей демократии», основанной на рационально осознанном и ответственном волеизъявлении народа, мы в лучшем случае имеем дело с так называемой управляемой или патерналистской демократией.

Демократией, при которой политически не просвещенный народ уподобляется «слепому», который и шагу не может ступить без «поводыря» (т. е. власти).

В этом плане именно такой предстает ситуация в сегодняшней России – стране, практически не имеющей демократических традиций, в которой, говоря словами В. Гиляровского, всегда были и все еще остаются «две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти».

И подавляющее большинство людей (причем не только из «низов», но и из «верхов») не имеют самого элементарного минимума современных политических и правовых знаний.

А на уровне массы продолжает преобладать если и не совсем рабская, то сугубо подданническая психология «маленького человечка», убежденного многовековыми традициями авторитаризма в том, что от него в этой жизни ничего не зависит.

А посему воспринимающего окружающий его мир, в том числе государство с его политикой силы, как предопределяемую кем-то свыше данность, изменить которую он не в состоянии. «Мы веками приучены к тому, чтобы во всем приказывали природа и государство, и не привыкли сами себе приказывать», – писал до революции будущий нарком иностранных дел советской России Г. Чичерин[2].

Самое тревожное в этих условиях то, что таким же социально и политически пассивным (если не сказать инфантильным) вступает в гражданскую жизнь молодое поколение россиян, становясь все более явно и в значительной своей массе легкой жертвой разного рода манипуляций – социальных, национальных, политических, нравственных и т. д. – зачастую с криминальным оттенком.

Связанный с этим же фактором очень расхожий в молодежной среде миф о том, что можно прожить и без политики, обусловливает доминанту в ней психологии политического конформизма и «пофигизма»: засилья неконвенционального политического поведения – политической индифферентности и пассивности, игнорирования выборов, неучастия в демонстративных политических акциях (митингах, шествиях, собраниях и т. д.), сознательного отключения от каналов массовых коммуникаций, безразличного отношения к типу политической власти и облику тех сил, которые олицетворяют ее.

Очевидно, что такое «добровольное» самоотчуждение от политики на крутом повороте российской истории тех, кто не только завтра, но уже и сегодня может и должен определять ее будущее, выгодно только тем силам, которые хотели бы повернуть эту историю вспять.

Вернуться к временам «оракулов-вождей» и безропотно внемлющей им массы, этакратической (огосударствленной) системе, в которой нет места социально и политически активным гражданам (в подлинном значении этого слова), а есть только государству послушные подданные.

Показательно, что даже самые передовые слои и группы молодежи, ориентированные на то, чтобы состояться (сделать карьеру) в таких престижных ныне областях занятости, как бизнес, финансы, аудит и т. д., далеко не всегда отдают себе ясный отчет в том, насколько при этом важны не только специальные экономические знания. Но и знания других наук социально-гуманитарного профиля.

Что экономика, в том числе бизнес, – не изолированные сферы общественной жизнедеятельности, а сферы, которые, будучи самостоятельными и автономными, в то же время тесно взаимосвязаны с другими сферами (социальной, политической, духовной и т. д.), напрямую зависят от них. И, более того, во многом детерминируются (предопределяются) ими.

Без соответствующего политико-правового и социокультурного обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и плюралистической демократии с ее неизменными приоритетами неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного контроля и периодической ротации власть имущих и т. д.

Осознание такой диалектики требует серьезного изучения не только естественнонаучных и специальных дисциплин. Для честолюбивой, творчески самореализующейся личности очень значимо и постижение необходимого минимума социально-гуманитарных знаний.

С тем, чтобы, обогатив ими свой интеллект, обрести способность рационально-критически осмысливать общественные явления и процессы, свободно самоопределяться в условиях политического выбора, не поддаваться манипулированию, не покупаться на обман и всякого рода обещания «манны небесной» и пр.

Еще Платон и Аристотель утверждали, что без социально-гуманитарных знаний нет и не может быть полноценной личности, а, в конечном счете, и хорошего общества.

Равно как не может быть и полноценной личности человека-гражданина, воспринимающего себя не в качестве бессловесного (безропотного) объекта политики, а в качестве ее активного субъекта-творца.

Человека, способного вместе с другими гражданами «заземлять» власть, лишать ее «внеземной миссии», заставлять служить не себе, а обществу.

Именно эти цели освоения студентами необходимого минимума современных политических знаний преследует курс политологии – особой междисциплинарной области обществоведческого знания, своеобразной «физики политики», содержащей свободные от идеологических ограничений и эгоизма классовых интересов ответы на вопросы о том, как устроены различные политические системы, кто и каким образом отправляет в них власть, кому и в каких пределах эта власть служит и т. д.

Политология – не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука.

Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации, прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, «выдавая» в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач, а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий. Не случайно политологию очень часто называют «зеркало политики», в которое отправляющие власть государственные мужи смотрятся для того, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и «ужаснуться» или «обрадоваться» его отражению.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=615173&p=14

Свобода предпринимательской деятельности – понятие и принципы

Свобода частного предпринимательства входит в число

В ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантирована свобода предпринимательской деятельности. Более конкретно это детализировано в статье 34.

В конституционном документе подчеркнуто право каждого на использование своих способностей, материальных и финансовых ресурсов в сфере предпринимательства, не запрещенной законом.

Условно можно все виды деятельности предпринимателей сгруппировать в таком порядке:

  1. Всеобщие, основные. Это сфера услуг, рекламная и переводческая деятельность.
  2. Лицензированная деятельность. Фармакологическая, грузоперевозки автомобильным и железнодорожным, воздушным и морским транспортом.
  3. На основании разрешительных документов. Контролирующие органы, санитарные службы, экономические государственные организации.
  4. Запрещенная. Не разрешено создавать фирмы для рэкета, рейдерства, терроризма, другие формы деятельности, которые затрагивают интересы и безопасность государственных предприятий и граждан России.

Исходя из тематики свободной деятельности предпринимателей, что относится к основным, всеобщим видам работ, можно рассмотреть этот вопрос более подробно.

Принципы, которыми руководствуется предприниматель, следующие:

  • свободное мышление;
  • право заниматься любимой работой;
  • нет ограничений в подборе своей команды;
  • выбор партнера без ограничений;
  • отсутствие запрета на выбор места размещения вашей фирмы;
  • самостоятельный подбор помещения для осуществления предпринимательской деятельности;
  • отсутствие ограничений на контакт с людьми;
  • политические убеждения не могут мешать предпринимательству;
  • свободный выбор товарищей по работе;
  • равные права для всех расовых и этнических происхождений, а также вероисповеданий;
  • юридическое право на охрану коммерческой тайны;
  • нет ограничений в выборе профессии;
  • право на начало и окончание финансово-хозяйственных отношений с партнерами;
  • выбор любого времени для работы и отдыха;
  • свободное перемещение во время работы;
  • право на собственный взгляд и суждение на сотрудников;
  • отсутствие ограничений в вопросе места проживания;
  • объективные отношения с представителями государственных органов;
  • полное право на собственные эмоции;
  • право создавать личные правила, технологии и регламент работы;
  • нет ограничений в выборе формы одежды;
  • участие в корпоративных встречах и юбилеях;
  • нет запрета на право говорить сотруднику правду;
  • не ограничена свобода телефонных разговоров;
  • юридическое право на собственное мировоззрение.

В Конституции РФ указано на право организации предпринимательской деятельности со смешанной формой собственности. Речь идет о том, что в уставном фонде могут быть не только собственные средства предпринимателя, но и государственные.

На крупных предприятиях имеются акции и контрольный пакет. В таком случае предпринимателю необходимо считаться с юридическими нормами и ограничениями для бюджетных и иных форм собственности государственных учреждений.

В законе предусмотрена свобода конкуренции и правила ограничения для монопольных предприятий. Наложен запрет на некачественную и недобросовестную конкуренцию товаров и услуг (статья 34, п. 2 Конституции РФ).

Право организации и функционирования предпринимательства базируется на главных, основополагающих принципах, закрепленных  в Конституции РФ и других нормативных документах:

  1. Каждый гражданин России вправе использовать для предпринимательства свои способности и средства, то есть каждый сам решает, заниматься предпринимательством или нет, какую форму организации принять, какой бухгалтерский и налоговый учет внедрить (общий или упрощенный) в полном соответствии с действующими законодательными и нормативными документами.
  2. Право сосуществования различных форм собственности и их равенства. Законом предусмотрена защита и признание в одинаковой мере всех форм собственности.
  3. Возможность свободного перемещения товаров, работ, услуг. Исключение составляют случаи, когда имеется угроза безопасности государству и гражданам России, что регулируется отдельными федеральными законами.
  4. Баланс личных интересов предпринимателей и интересов государства. Регулярное получение прибыли от своей деятельности. Диктуется такое требование необходимостью рыночной экономики.
  5. Принцип поддержки конкуренции и недопущения ее недобросовестности. Законом запрещено направлять предпринимательскую деятельность на монополизацию рынка услуг и работ и создание нечестной конкуренции.
  6. Строгое соблюдение законов Российской Федерации. Требование предъявляется в одинаковой мере к контролирующим организациями предпринимателям.

Источник: https://BiznesZakon.ru/s-nulya/svoboda-predprinimatelskoy-deyatelnosti

Политология – примеры тестов, вопросы из которых могут попадаться во время тестирования в Синергии с ответами (даны ответы не на все вопросы)

Свобода частного предпринимательства входит в число
1.

Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода …  (+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности  как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом  везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал  не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других  2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как …  верховенство  моноцентризм  (+) публичность  всеобщность  3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации  аффективной  (+) познавательной  поведенческой  оценочной  4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: …  Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти  Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры  (+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства  Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед  5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике …  лидера-охранителя  лидера-ренегата  лидера-последователя  (+) лидера-реформатора  6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается …  организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть  группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)  (+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений  7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …  прокуратура  Министерство юстиции  (+) суд  Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)  8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии:  Идеологические и прагматические  (+) Правящие и оппозиционные  Кадровые и массовые  Автократические и демократические  9. Партии, находящиеся в оппозиции:  Вообще не обладают политической властью  (+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии  Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий  10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию:  Социального представительства  (+) Социальной интеграции  Социальной адаптации  Социальной стратификации  11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий:  Плюралистическая  (+) Многопартийная  Гетерогенная  Дихотомическая  12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство:  При многопартийной системе без доминирующей партии  Многопартийной системе с доминирующей партией  Системе «двух с половиной партий»  (+) Бипартизме  13. Однопартийная система и демократия:  Понятия, которые вполне совместимы друг с другом  Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти  (+) Понятия, которые несовместимы вовсе  14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают:  (+) Политические партии  Государственные органы  Избиратели  Лоббистские структуры

15. В либеральной традиции государство трактуется как …

государство-бюрократия

комитет по управлению делами имущих классов

верховный социальный арбитр +

орудие социального господства

16. В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …

введения в стране чрезвычайного положения

выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене

выражения вотума недоверия Правительству РФ

принятия закона, противоречащего Конституции РФ

17. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …

прокуратура

Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)

суд

Министерство юстиции

18. Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой

взаимозависимость взаимодействующих сторон

независимость взаимодействующих сторон

19. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …

знание +

богатство

харизма

сила

20. Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …

политика выступает концентрированным выражением экономики

экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

экономика суть концентрированное выражение политики

21. Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …

систему государственного устройства

совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти

22. Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности

имеющий двойное (или множественное) гражданство +

который является кадровым военным

в отношении которого возбуждено уголовное дело

работающий за рубежом

23. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …

полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

открытое ание

дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

24. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности

технократической

онтологической

рационально-правовой

идеологической

25. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

оценочной

аффективной

поведенческой

познавательной +

26. Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …

старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)

смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией

оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»

27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …

демократическая

династическая

традиционная

монархическая

28. Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …

КПРФ +

«Патриоты России»

«Справедливая Россия»

«Правое дело»

29. Можно утверждать, что политическое сознание …

включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки

это основная форма общественного сознания

содержит в себе только передовые научные знания

не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое

30. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …

Министерства юстиции РФ

органов прокуратуры

Конституционного суда РФ

органов внутренних дел

31. Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …

партийно-политическая система

плюралистическая демократия

трипартизм

многопартийная система

32. Неверно, что … является базовым элементом государства

суверенитет

территория

население

партия +

33. Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …

поддержка незащищенных слоев населения

установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

выпуск (эмиссия) денежных знаков

обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

Источник: https://kursar.ru/tests/sinergy/politologiya-testy

Свобода частной собственности и предпринимательства

Свобода частного предпринимательства входит в число

Библиотека

Дата: 2016-05-30 09:01:15 
Размер: 51.5 Кб 
Скачано: 146  раз Эссе по дисциплине «Права человека и развитие демократии»
Тема: Свобода частной собственности и предпринимательства
Объем – 10 страниц
Год защиты – 2013

ВведениеСвобода частной собственности и предпринимательстваЗаключение Список литературы

Введение

Частная собственность является одной из форм собственности, существующих и гарантируемых в Российском государстве. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется (ст. 35 Конституции РФ).Впервые частная собственность была предусмотрена Законом РСФСР «О собственности в РСФСР».

В советский период частная собственность была отменена, поскольку социалистический строй в качестве экономической основы признавал общественную собственность в формах государственной, колхозно-кооперативной и собственности общественных организаций. Допускалась личная собственность граждан на предметы домашнего обихода и личного потребления.

Право частной собственности относится к числу основных прав граждан. Его закрепление в Конституции, с одной стороны, формально необходимый момент, раз уж она отражает все основные права граждан, с другой — признание ведущей роли частной собственности как фундамента статуса личности. Однако было бы неверно говорить о приоритете данной формы перед иными формами собственности в Российской Федерации.

Напомним, что по ст. 8 Конституции РФ признаются и равным образом защищаются все допускаемые ею формы собственности .

Особенности национального предпринимательства в России:

У Вас есть две коровы. Государство указывает Вам, чем Вы имеете право их кормить, когда и каким образом Вы можете их доить. Оно запрещает Вам продавать молоко.

Через некоторое время государство забирает обеих коров, убивает одну из них, доит другую и выливает молоко в реку.

После этого от Вас требуют, чтобы Вы представили по 16 заверенных нотариусом форм учёта на каждую отсутствующую корову.

Свобода частной собственности и предпринимательства

Положение ч. 1 ст. 35 Конституции РФ — «право частной собственности охраняется законом» подразумевает, что все законодательство страны (конституционное, гражданское, уголовное и т. д.) направлено на защиту собственности.

права собственности достаточно понятно: каждый (и гражданин России, и иностранец, и лицо без гражданства) вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется и право наследования.Право частной собственности — одно из самых крупных политико-правовых новшеств, провозглашенных Конституцией РФ.Данное право является одной из фундаментальных основ конституционного строя России.

В первую очередь, оно выражено в ст. 8 и 9 Конституции РФ.В этом плане основополагающее значение имеет ст. 8, ч. 2, которой установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Рассмотрим подробнее статус частной собственности.

Появление и конституционное закрепление этой формы собственности, которая стоит на первом месте среди других провозглашенных Конституцией форм собственности, говорит о многом.Мы уже подчеркивали: это крупное, принципиального характера политико-правовое новшество, коренным образом видоизменяющее основы конституционного строя России.

Из сказанного, конечно, совсем не следует, что утрачивают свою роль и значение государственная и муниципальная форма собственности.Такой вывод был преждевременным и, стало быть, неправильным. Продолжим рассуждения о частной собственности.

Эта собственность есть правовая форма перехода к рыночной экономике, свободному гражданскому обществу; добавим также: к нормальным цивилизованным отношениям людей в формирующемся гражданском обществе.

Поскольку, как показал исторический опыт России двадцатого столетия, провозглашенные марксизмом ликвидация частной собственности на орудия и средства производства и многие другие идеологические догмы и постулаты оказались на практике в лучшем случае иллюзией или просто глубоко ошибочными теоретическими установками, не имеющими ничего общего с реальны¬ми практическими интересами и помыслами миллионов людей, Конституция РФ четко определяет основы правого статуса частной собственности.В ст. 35 и 36 Конституции РФ в этом плане содержатся важнейшие положения и гарантии. Ст. 35 Конституции РФ закрепляет: право частной собственности охраняется законом.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.Как правильно отмечено в литературе, в сочетании с правом частной собственности провозглашенная и закрепленная в Конституции свобода предпринимательства как правовая база рыночной экономики. Она исключает монополию государства на организацию конституционного строя.В ст. 8 Конституции РФ эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя.Собственно, в ст. 8, 34 и в ряде других четко устанавливается новая экономическая основа, характеризующая современное Российское государство.Особое значение и новизну в экономической жизни представляет предпринимательская деятельность. На ее характеристике я считаю целесообразным остановиться подробнее.Свобода предпринимательства в конституционном праве — одна из основных конституционных экономических свобод человека в демократическом обществе. Включает в себя право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности, право создавать предприятия, владеть средствами производства, включая землю, право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью. Конституция РФ 1993 г., закрепляя свободу предпринимательства, ограничивает ее запретом экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию . Вначале подчеркнем фундаментальные, основополагающие характер и значение содержащейся в Конституции ст. 34, которая, во-первых, подчеркивает: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; во-вторых, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.Новым и особо важным элементом является предпринимательская деятельность.Ст. 2 ГК РФ предусматривает, что под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» .Право на предпринимательскую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести эту деятельность.Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. А показателем степени экономической свободы предпринимательства является число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла по азиатскому пути развития предпринимательства, когда между производителем и потребителем находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что через посредничество благополучия для населения не создать, а дефицита товаров не преодолеть. Для этого необходимо предпринимательство, ориентированное на инновационную деятельность, связанную с открытием собственного дела – созданием предприятия. Поэтому то, что в современной России называется предпринимательством или малым бизнесом, в СССР имело название «спекуляция» и грозило немалым тюремным сроком. А то, что в начале лихих 1990-х грубо называлось разводом лохов, теперь называется акцией.Также обязательным условием становления и развития бизнеса является полноценная и непротиворечивая законодательная и нормативная база предпринимательства. Такую законодательную базу, в которой бы отстаивались интересы экономически активных граждан и их объединений, несмотря на то, что над ней непрерывно работают «изобретатели» современного законодательства, все же еще только предстоит создать.Успешное развитие предпринимательства предполагает равный доступ всех или, по крайней мере, основной части предпринимательских структур к финансовым ресурсам и осуществлению экспортно-импортной деятельности. В настоящее время доступ к ним ограничен лишь узким кругом некоторых фирм и банков. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность перерастает в еще более опасную монополию отдельных фирм.

Заключение

В заключении считаю целесообразным подчеркнуть тот факт, что современная экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольший доход.

Но пока такая ситуация в России только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве.

«Челночная» торговля становится куда более выгодным делом, чем восстановление и обновление производства. Положение также усугубляется дефицитом государственного бюджета.

Все это говорит о том, что в России пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства, но эта задача — одна из самых насущных для выхода России из глубокого экономического кризиса

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. – М.: Норма, 2010. – Т. 1.2. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: учебник. – М.: Дело и сервис, 2001.3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма, 2010.4. Конституционное право России. Учебник. – М.: Проспект, 2008.

5. Энциклопедический словарь экономики и права. Электронный ресурс. Режим доступа // http://www.vedomosti.ru/glossary

Источник: https://ypa5.ru/biblioteka/juridicheskie/svoboda-chastnoj-sobstvennosti-i-predprinimatelstva

Статья 34 Конституции РФ

Свобода частного предпринимательства входит в число

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к Статье 34 Конституции РФ

1. В литературе высказывалось мнение рассматривать право на предпринимательство как одно из равноценных правомочий конституционного статуса личности, как предметную форму конкретизации понятия экономической свободы.

Особенностью данного права – по отношению к другим статусным элементам – является его органическая связь с правом частной собственности, в значительной мере определяющим специфику предпринимательских правомочий*(427).

В юридической литературе обращено внимание на двойственную природу конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности*(428).

При этом, однако, при внешней схожести о двойственности рассматриваемого основного права сложились различные доктринальные представления.

С нашей точки зрения, двойственность означает наличие у него двух сторон – публично-правовой и частно-правовой. Демонстрируя свое публично-правовое содержание, норма ч. 1 комментируемой статьи действует в сфере отношений между государством и индивидом, определяя объем гарантируемой экономической свободы.

Когда же данная норма обнаруживает свое частно-правовое содержание, она проявляет свою генетическую связь с частно-правовыми нормами гражданского законодательства и в силу этого может действовать и в сфере частных (“горизонтальных”) отношений. С точки зрения Н.С.

Бондаря, двойственность возникает в силу того, что Конституция сочетает в рамках института социально-экономических прав два внутренне противоречивых принципа: принцип рыночной свободы и принцип социальной справедливости. По мнению И.Ю.

Крылатовой, в силу своей двойственной природы (как право человека и как основные направления государственной политики) конституционные экономические права воплощают в себе сочетание частных и публичных интересов.

1.1. Сложная юридическая природа конституционного права на предпринимательскую и иную экономическую деятельность объясняется также тем, что оно выполняет триединую функцию: 1) учредительную, 2) правонаделительную (общедозволительную) и 3) охранительно-стимулирующую.

Учредительная функция нормы ч. 1 ст. 34 состоит в признании частных лиц основными субъектами экономических отношений. Данная норма конституирует определенный экономический строй и в этом состоит ее государственно-правовой аспект.

Частно-правовое содержание нормы обнаруживается в том случае, если ее рассматривать с точки зрения тех правомочий, которыми наделены субъекты данного права. Частно-правовое содержание основного экономического права как лично-свободного права обеспечивает защиту прав конкретного предпринимателя, собственника.

Анализ частно-правового аспекта позволяет выявить глубинную связь и взаимодействие конституционной нормы и норм гражданского права.

Правонаделительная функция конституционной нормы, содержащейся в комментируемой статье, проявляется в том, что ею закладываются основы общего (конституционного) правового статуса различных предпринимателей. Структуру его образуют следующие элементы: 1) экономические права и обязанности, 2) конституционные принципы в сфере экономики, 3) конституционные гарантии.

В ст.

34 Конституции содержится важнейшее положение: дозволено использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое выполняет функцию общедозволительного регулирования.

Общедозволительный характер данного положения способствует определению меры экономической свободы и предопределяет основы общедозволительного типа правового регулирования, столь характерного для нового гражданского законодательства России.

Функции общедозволительного регулирования, выполняемые нормой ст. 34 Конституции, можно образно сравнить с хромосомами в генетике.

Как в хромосомах с помощью генов закодированы важнейшие признаки организма, сконцентрирована наследственная информация, так и в общедозволительных положениях рассматриваемых норм заложены основы общедозволительного типа регулирования. В общедозволительных положениях ст.

34 проявляется высшая степень нормативных обобщений, они обладают предельно возможной юридической наполненностью, в них содержится квинтэссенция дозволения, составляющая фундамент частного права.

Конституционный принцип “дозволено все, кроме запрещенного законом” в сфере экономики на правовом уровне достаточно адекватно выражает автономию личности, меру ее свободы в экономической сфере. Он гарантирует со стороны государства самостоятельную, творческую, инициативную деятельность субъекта, составляет саму суть экономической свободы.

Охранительно-стимулирующая функция нормы ч. 1 ст. 34 проявляется в ее системной взаимосвязи с положениями ст. 8 и 45 Конституции. В Постановлении КС РФ от 19.12.2005 N 12-П*(429) указывается на то, что провозглашение Российской Федерации демократическим правовым государством (ч.

1 статьи 1 Конституции Российской Федерации), в котором гарантируются свободы экономической деятельности и утверждается право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обязывает государство, по смыслу ч. 1 ст. 45 Конституции во взаимосвязи с ее ст.

2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно-регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов, корпоративного взаимодействия и сотрудничества, в целях выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики, в частности в сфере финансового оздоровления и банкротства.

Субъектами основного экономического права являются не только физические, но и юридические лица. Распространение на юридических лиц частного права является результатом действия принципа равенства правового режима функционирования различных организационно-правовых структур. Взятые в совокупности положения ч.

1 ст. 19 и ст. 8 Конституции позволяют утверждать, что права как физических, так и юридических лиц в сфере предпринимательства равным образом: 1) признаются государством (что означает определенные условия законодательного регулирования); 2) защищаются различными органами государства, и прежде всего судами.

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства необходимым условием участия гражданина в предпринимательской деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя*(430). Специальный гражданско-правовой статус предпринимателя возникает только в результате государственной регистрации.

Если гражданин осуществляет реально предпринимательскую деятельность, но без государственной регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей. В частности, к нему применяются правила об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. 3 ст.

401 ГК), о недопущении ограничения ответственности перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК). Следовательно, ГК, отдавая дань значимости государственной регистрации для возникновения статуса предпринимателя, тем не менее не стоит на строго формальных позициях, предоставляя возможность суду учитывать, а не являлась ли реальная деятельность гражданина предпринимательской.

Учитывая это обстоятельство, необходимо решать вопрос и о том, на кого распространяется конституционное право, содержащееся в ч. 1 ст. 34. Допустимо исходить из того, что если субъект права осуществляет деятельность, которая по своим объективным характеристикам подпадает под признаки, закрепленные в абз. 3 п. 1 ст.

2 ГК, то, несмотря на отсутствие официального статуса предпринимателя, на него должны распространяться конституционные положения ч. 1 ст. 34.

Возможна, впрочем, и иная ситуация – когда гражданин обладает официальным статусом индивидуального предпринимателя, однако по сущностным характеристикам осуществляемой им деятельности она не может быть признана предпринимательской с точки зрения конституционного права. В этом случае понятие “предпринимательская деятельность” в конституционном праве приобретает определенное “автономное” значение, еще раз показывая, что идеальных формулировок не бывает.

Источник: http://ConstRF.ru/razdel-1/glava-2/st-34-krf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.