Виды гос регулирования предпринимательской деятельности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

Виды гос регулирования предпринимательской деятельности

1. В зависимости от уровня регулирования.В соответствии с разграниче­нием компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ го­сударственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ, регулирование — в пределах территории соответ­ствующего региона.

Например, федеральные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст.

12 НК РФ).

2. Взависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координа­ции)и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствую­щие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

1) В государственном секторе экономикигосударство действует в ка­честве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективно­го использования государственных средств, имущества является пла­нирование:

а) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ(ФЦП), а в субъектах РФ — утверждение органами вла­сти региональных целевых программ.

Целевые программы подлежат финансированию за счет средств бюджета соответствующего уровня. На уровне Российской Федерации в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусматриваются средства на эти цели.

ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год.

б) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) прива­тизации.В отношении государственного имущества проводится по­литика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является утверждаемый Правительством РФ на срок от одного года до трех лет прогнозный план (программа) при­ватизации федерального имущества.

Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Федеральному агентству по управ­лению государственным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях привати­зации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе это решение принимается им, а не Прави­тельством РФ.

в) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия.

2) Суть общего государственного регулированиязаключаются в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предпри­ятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке («правила игры»), соблюдение которых проверяется компетентными государ­ственными органами (лицензирование, обязательная сертификация то­варов, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и пр.).

Исполнение предъявляемых к предпринимателям требований обес­печивается деятельностью органов исполнительной власти, правоох­ранительных органов.

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектовразличается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулированиеосуществляется путем предъявления предпри­нимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового Учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адре­сованных конкретным предпринимателям.

Суть косвенного регулированиязаключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами.

Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включал субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы налоговые кредиты, государственная помощь виде субсидий, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализа­ции инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство регион, муниципальное образование заинтересованы, и пр.).

4. В зависимости от вида деятельности.

Специфика вида деятель­ности учитывается в процессе государственного регулирования, на­пример, особенности сельскохозяйственного производства, под­верженного влиянию стихийных явлений природы, особенности научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, слож­ности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в го­сударственной поддержке.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между го­сударством и предпринимателямиразличается воздействие через право­субъектность и в рамках конкретного правоотношения.

публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые госу­дарством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий — совершать действия во ис­полнение обязанности).

Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3238; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-23121.html

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Виды гос регулирования предпринимательской деятельности

Определение 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это действия государства по формированию нормативно-правовой базы осуществления бизнеса.

Определение 2

Предпринимательство – это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли от производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемая под свою ответственность и сопряженная с риском.

Конечная цель каждого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли при минимуме затрат. То есть экономический субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в своих интересах должен исходить только из рыночных принципов.

Экономический субъект в условиях рынка не учитывает социальный аспект своих решений. В связи с этим в условиях рынка в отношении предпринимательской деятельности возрастает роль государства, которое призвано минимизировать отрицательные рыночные эффекты.

По этим причинам государство обязательно исполняет роль регулятора предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства направлено на решение следующих задач:

  1. обеспечение охраны окружающей среды, которой неконтролируемые действия предпринимателей могут нанести существенный урон;
  2. обеспечение сбалансированности экономического цикла, стремление к максимальному сглаживанию пиковых форм – спадов и подъемов;
  3. обеспечение занятости населения на нормальном уровне;
  4. обеспечение защиты здоровья и жизни населения;
  5. противодействие монополизации рынка и поддержка конкурентной среды предпринимательства;
  6. развитие обеспечения государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства;
  7. обеспечение специальных мер защиты прав представителей бизнеса и прочее.

Указанные задачи позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования предпринимательства не только для государства, но и для самих представителей бизнеса.

Виды государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать по ряду признаков:

В соответствии со степенью воздействия государства на общественные отношения. По этому критерию выделяют три вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, максимальный, когда государство используют все доступные ему средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
  • во-вторых, средний, когда государство старается регулировать предпринимательскую деятельность, но не злоупотреблять этим;
  • в-третьих, минимальный, когда государство стремится максимально отстраниться от регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с методами. Согласно этому критерию выделяют два вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, прямое регулирование, суть которого сводится к применению конкретных методов воздействия по отношению к отдельным представителям рынка (к примеру, наложение штрафов при нарушении законодательства в сфере предпринимательства);
  • во-вторых, косвенное, суть которого состоит в применении методов регулирования, распространяющихся на всех субъектов предпринимательства (к примеру, формирование правовой базы осуществления бизнеса).

В соответствии с территориальным критерием государственное регулирование предпринимательства делится на три вида:

  • во-первых, федерального уровня;
  • во-вторых, регионального уровня;
  • в-третьих, местного уровня.

Направления и методы государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по ряду направлений, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, осуществления антимонопольного регулирования предпринимательства;
  • во-вторых, применение методов и форм государственного нормирования и планирования;
  • в-третьих, системы государственного регулирования цен;
  • в-четвертых, осуществление государственного контроля за предпринимательством;
  • в-пятых, регулирование системы экономических международных отношений.

Государство применяют для регулирования предпринимательской деятельности определенные методы. Эти методы можно разделить на две основные группы:

  • во-первых, прямые административные методы, к числу которых относят систему государственного заказа, определение целей стратегического развития экономики, отражение этих целей в государственных планах, осуществление государственной регистрации предпринимателей и так далее;
  • во-вторых, косвенные методы, к числу которых относят систему налогов и налоговых льгот, льготное кредитование, плату за ресурсы и так далее.

Важнейшим элементом государственного регулирования предпринимательства выступает и государственный контроль, воплощающий в себе одно из средств государственного регулирования экономической деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством применения различных средств регулирования, к числу которых относятся следующие:

  • правовые, то есть те, которые воплощены в системе юридических норм, нормативно-правовых актах, правоотношениях, правосознании, актах реализации права и прочем;
  • неправовые, включающие в себя экономические, политические, организационно-технические средства. Причем следует отметить, что последние два вида средств существует только внутри правового регулирования, в то время как экономические средства могут находиться за его пределами. Разновидностью экономических средств являются меры регулирования денежного обращения, эмиссия государственных ценных бумаг, субсидии и прочее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti/

Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Виды гос регулирования предпринимательской деятельности

Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

Режим осуществления предпринимательской деятельности – совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

a. Налоговый режим;

b. Таможенный режим;

c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

2. Формирование государственного бюджета;

3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. Обеспечение занятости населения;

5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Основания государственного воздействия на предпринимательство:

1. Экологические;

2. Социальные;

3. Экономические;

4. Политические;

5. Юридические.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

a. Акты позитивного регулирования.

Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от уровня регулирования:

a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

a. Регулирование в государственном секторе экономики;

b. Общеправовое регулирование;

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

a. Прямое;

b. Косвенное.

4. В зависимости от вида деятельности.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

a. Воздействие через правосубъектность;

b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

Правовые средства государственного регулирования:

1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

a. Нормы, нормативы;

b. Лимиты;

c. Размеры ставок;

d. Коэффициенты;

e. Квоты;

f. Резервы;

g. Предельно допустимые суммы.

Лекция №3 23.09.09

Источник: https://studopedia.ru/3_6046_vidi-i-formi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Понятие, формы, виды и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

Виды гос регулирования предпринимательской деятельности

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности – достижение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Формы:

1) НПА – регулируют поведение неопределенного круга лиц;

2) акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта.

Среди актов ненормативного характера можно выделить:

1)акты позитивного регулирования-принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица:

а) акты регистрации:

– юр. лиц и ИП,

– прав на недвижимость и сделок с ней;

б) акты-разрешения:

– решение о выдаче лицензии;

– лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров;

– лицензии на право разработки недр и прочие разрешения;

в)акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий.

г) акты директивного характера в отношении унитарных предприятий:

– акты планирования. Например, собственник в лице компетентного органа доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия, об изъятии у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и проч.;

2)акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства).

Виды государственного регулированияпредпринимательской деятельности

1) в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия: государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов.

2) в зависимости от отношений между государством и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты:

– регулирование в государственном секторе экономики – государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом (правовая форма – планирование,

– общее правовое регулирование – для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

3) в зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

– прямое – путем предъявления предпринимателям обязательных требований в виде предписаний, иных решений, содержащиеся в законах под страхом применния санкций (требование ведения бухгалтерского и налогового учета);

– косвенное – государственное воздействие осуществляется через интересы – экономическими методами, стимулами (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам).

4) в зависимости от вида деятельности – например особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.

5) в зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями:

– воздействие через правосубъектность

– в рамках конкретного правоотношения

Средства государственного регулирования

1) общие средства регулирования

– норма права,

– правоотношение,

– применение юридических конструкций – договор, юридическое лицо, ответственность и др.

2)специальные средства – требования, которые устанавливают количественные ограничители деятельности предпринимателя:

– нормы, нормативы (например, минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств у лицензиата – профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации магнитных полей и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях и др.);

– лимиты (например, лимиты выбросов загрязняющих веществ в природную среду);

– размеры ставок: налогов, пошлин, размер учетной ставки Центрального банка РФ;

– коэффициенты – повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов);

– квоты – количественные ограничители, например на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

– резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер резервного фонда акционерного общества);

– предельно допустимые суммы – повышения цен; в расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования.

Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав

Предмет, метод и принципы предпринимательского права. | Понятие и признаки предпринимательской деятельности. | История становления школы предпринимательского (хозяйственного) права. | Понятие и виды источников предпринимательского права. | Право на осуществление предпринимательской деятельности и его гарантии. | Государственный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности. | Понятие и признаки субъектов предпринимательского права. | Порядок создания коммерческих организаций. | Основания и порядок реорганизации коммерческих организаций. | Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций. |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/5-14490.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.